Эктор Гимар

Эктор Гимар ( фр. Hector Guimard 10 марта 1867, Лион, Франция - 20 мая 1942, Нью-Йорк, США) - французский архитектор, дизайнер, декоратор и мастер прикладного искусства, ведущий представитель искусства модерн (ар-нуво) в Франции. Учился, а позже преподавал в школе декоративных искусств и школе прекрасных искусств в Париже. Наиболее ярко проявил себя в оформлении станций метро, как автор уникального дизайна входов в парижский метрополитен. К знаменитых произведений Гимара относятся комплекс Кастель Беранже ( 1894 - 1898), получивший в 1899 году приз за лучший фасад Париж, и павильоны-входы парижского метрополитена ( 1899 - 1904) [1].


1. Биография

Эктор Гимар родился 10 мая 1867 года в Лионе. С 1882 по 1885 годы учился в Школе декоративных искусств, а с 1885 по 1889 года - в Школе изящных искусств в Париже [1]. Гимар делал успехи в учебе и был награжден поездкой в Англии и Бельгии. В 1887 году он получил свой ​​первый заказ - строительство кафе-ресторана в Париже. Зарубежная путешествие большое влияние на молодого мастера, особенности строения по проектам бельгийского архитектора Виктора Орта. В 1894 году Эктор Гимар возвращается во Францию ​​и четыре года преподает в Школе декоративных искусств в Париже. В 1894 - 1899 годах работает над воплощением проекта особняке Беранже. Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения - вписал в каменную арку входа асимметричную композицию кованых ворот и продолжил металлический декор в вестибюле. Была создана живая композиция из готического и японского стилей и рококо. В отделке фасада он использовал кирпич, щебень, частично цветной камень, песчаник и глазурованную керамическую плитку, создав впечатляющую композицию материалов "ручной работы". Фасад Кастель Беранже в 1898 году был удостоен городской премии Парижа и в том же году Гимар опубликовал об этом доме книгу с 65 иллюстрациями и даже перенес в него свою мастерскую [2]. Благодаря этому проекту Гимар стал известным и получал много заказов, в которых затем продолжились его модернистские исследования. В 1898 году Гимар получил заказ на строительство станций парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 года [3]. В 1907 году вышел каталог металлических элементов, применяемых к зданиям: "Художественный металл, стиль Гимар", в том числе и картуши для балконов, кнопки звонков и таблички с номерами домов. Его универсальные чертежи можно выполнять в любом материале [2]. В период между 1900 и 1913 годы он создавал в городе оригинальные конструкции: стеклянные крыши похожи на крылья насекомых и зеленые стойки, напоминающие по форме усики. Со временем они стали восприниматься как составная часть традиционной парижской архитектуры, но в то время это был вызов против господствующего классицизма. Как один из самых успешных и популярных архитекторов стиля "ар-нуво" Гимар оформил еще множество жилых домов и вилл. Но в начале ХХ века страх войны сделал Эктора Гимара изгнанником (его жена была еврейкой) и в 1938 году он эмигрировал в США [1]. Как представитель искусства модерна он часто сталкивался с тем, что его не понимали, поэтому в последний период его жизни его проекты не финансировались и окончательно о Эктора Гимара забыли после его смерти в Нью-Йорке в 1942 году.


2. Творчество и "стиль Гимар"

Воспитанник Школы декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Париж, начинал с неоготических тенденций. Используя стекло и сталь, он много экспериментировал с растительными орнаментами и виньетками в духе рококо. Затем активно работает в стиле модерн [3]. Именно в те времена модерн получил распространение в Европе ( 1890 - 1910 года). Это стиль, произведения которого характеризуются гибкими, природными линиями. В современные нет места прямым линиям и острым углам, а также используются новые для того времени технологии и материалы - стекло и металл. Для модерна характерны как оригинальные дизайны фасадов, так и тщательно проработаны интерьеры, сочетание эстетической красоты и функциональности. Фантазия дизайнеров модернист коснулась всех конструктивных элементов: лестниц, дверей, столбов, балконов. Именно Эктор Гимар развивал идеи модерна во Франции [2]. Гимара можно отнести к числу наиболее значительных французских представителей флорального модерна, его собственный стиль ("стиль Гимар") характеризуется особой линией и игрой контрастов. Он создавал необычные интерьеры, был автором проектов мебели. Некоторые созданы Гимаром предметы внутреннего убранства относятся к лучшим образцам французского "ар-нуво" [1]. Гимар хотел широко распространить новое искусство. В 1920 году он спроектировал одну из первых линий мебели для массового производства [3]. Несмотря на то, что большинство его работ скорее инженерные, чем архитектурные он рассматривал себя как архитектора искусства. Его жилой дом Кастель Беранже в Париже был одним из первых зданий "ар-нуво" за пределами Бельгии. Его самые известные работы - это созданные в 1898 - 1901 годах несколько входов в парижское метро. Например, станция "Площадь Бастилии" демонстрирует архитектурное сочетание китайской пагоды с "ар-нуво". Замок Henriett e в Севре, созданный в 1903 году, выполнено причудливо и даже странно. Гимар также проектировал синагогу в стиле модерн в Париже в 1913 году [4].


3. Проекты Гимара

  • Отель Rosze, Париж, Франция (1891 год)
  • Вилла Jassede, О-де-Сен, Франция (1893 год)
  • Замок Beranger, Париж, Франция (1895-1898 годы)
  • Вилла Берта, Ивелин, Франция (1896 год)
  • Вилла "La Bluette", Кальвадос, Франция (1899 год)
  • Замок Henriette - Севр, Франция (1899-1903 годы)
  • Отель Nozal, Париж, Франция (1902-1906 годы)
  • Замок Orgeval, Эссон, Франция (1904 года)
  • Группа зданий на ул. Ла Фонтэн, Париж, Франция (1909-1911 годы)
  • Отель Guimard, Париж, Франция (1909-1912 годы)
  • Отель Mezzara, Париж, Франция (1910-1911 годы)
  • Вход в метро Chatelet, Париж, Франция (1912 год)
  • Синагога, Париж, Франция (1913 год)
  • Офисное здание, Париж, Франция (1914-1919 годы)
  • Доходные дома, Париж, Франция (1927-1928 годы)

4. Метро

k
i
k
k

Парижское метро (Paris M?tro) - один из старейших метрополитенов в Европе. Его открытие состоялось 19 июля 1900 года. Первые станции парижского метрополитена оформляли в стиле модерн [5]. Это была первая попытка европейской архитектуры предоставить транспортном сооружению художественный облик. Благодаря Гимар появился термин "стиль метро" - одно из многочисленных наименований стиля модерн. Во время строительства парижского метрополитена был организован конкурс эскизов наземных входов в метро. Главный приз в этом конкурсе получил проект архитектора Дере. Но парижская мэрия отклонила Дере, и заказ получил Эктор Гимар, знаменитый мастер стиля модерн. Сегодня, кажется, невозможно представить Париж без этого "метро Гимара". Тем не менее, руководство парижского метрополитена постепенно заменяет гимаровськи решетки у входов на станции и фонари на простые балюстрады. Когда закончился архитектурный расцвет "ар-нуво", ему на смену пришел конструктивизм. Стиль модерн "вышел из моды", и часть домов, построенных Гимаром, была разрушена. Выполняя проект для парижского метрополитена, Гимар надстроил над входами на некоторые станции легкие павильоны. Таких станций было немного, а до наших дней дошли вообще единицы [6]. Если в свое время создатель знаменитой Эйфелевой башни - Гюстав Эйфель рекламировал металл прежде всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Павильоны трех станций метрополитена (они не сохранились) архитектор построил из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали на стали. Металл был окрашен в темно-зеленый цвет, который имитировал патину - старую бронзу [3].


5. Интересные факты

  • О архитектора Эктора Гимара 1992 года во Франции режиссером Паскаль Кане снят документальный фильм "Эктор Гимар, архитектор и его безумие" (Hector Guimard, un architecte et ses folies) [7].
  • В Москве у входа на станцию ​​метро "Киевская" есть вывеска "Metropolitain" - это подарок Парижского управления транспорта [8].
  • Многих исследователей в области архитектуры интересует имя Эктора Гимара. Они долгое время изучали и восстанавливали его биографию и основные этапы творчества. Однако много информации было потеряно, как и большинство сооружений Гимара остаются недоступными для публики [3].

6. Сноски