Электронная коммерция

Электронная коммерция (от англ. e-commerce) - это сфера цифровой экономики, включающий все финансовые и торговые транзакции, которые проводятся с помощью компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением этих транзакций. [1] [2]

К электронной коммерции относят электронный обмен информации ( англ. Electronis Data Interchange, EDI ), Электронный движение капитала ( англ. Electronic Funds Transfer, EFS ), Электронную торговлю ( англ. E-Trade ), Электронные деньги (E-Cash), электронный маркетинг ( англ. E-Marketing ), Электронный банкинг ( англ. E-Banking ), Электронные страховые услуги ( англ. E-Insurance ) И другие. [3] [4]


1. История развития электронной коммерции

Первые системы электронной коммерции в своей простейшей форме появились в 1960-х годах в США и использовались главным образом в транспортных компаниях для заказа билетов и обмена информацией между транспортными службами перед подготовкой к рейсов. [5] [6] Сначала электронная коммерция опиралась на коммуникации, которые не принадлежали к Интернет, и характеризовались использованием различных автономных стандартов и протоколов. Первым общепринятым стандартом стал EDI (Electronic Data Interchange), который был принят в 1980 году. Этот стандарт определял как типовые бизнес-транзакции и документы (заказ, накладные, таможенные декларации и т.п.), которые должны быть обработаны и переданы через цифровые сети. В начале 1990-х годов ISO разработала новый стандарт EDIINT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport over Internet), который опирался на EDI и определял средства передачи EDI-транзакций с помощью протоколов сетей IP и Интернет. Многие крупные торговых организаций инвестировали средства в развитие EDI, но он никогда не достиг того уровня популярности, как web-ориентированная электронная коммерция, за следующими причинами:

  1. высокая стоимость внедрения EDI-решений не позволяла средним и малым предприятиям стать участниками электронной коммерции;
  2. медленное развитие стандартов EDI;
  3. сложность разработки программ по спецификациям EDI обусловила недостаток квалифицированных специалистов.

С развитием Интернета в 1990-х годах возникла соответствующая форма электронной коммерции в форме Интернет-магазинов, где пользователи могли заказывать товары и услуги с оплатой посредством банковских карточек. Развитие Интернета стал фактором значительного снижения издержек использования электронной коммерции благодаря низкой стоимости обмена информацией. Это также стимулировало дальнейшее развитие электронной коммерции, среди которой сегодня различают следующие уровни ее назначение: Бизнес-Бизнес (B2B - Business-to-Business), Бизнес-Потребитель (B2C - Business-to-Customer) и другие.


2. Преимущества электронной коммерции

Во многих случаях электронная коммерция позволяет сократить путь перепродажи продукта от производителя к потребителю. Это возможно благодаря использованию Интернет-технологий, предоставляющих возможность эффективной прямого взаимодействия с конечным потребителем, поэтому компании могут выполнять роль, которую традиционно выполняли промежуточные поставщики. Это также позволяет накапливать информацию обо всех продажах и о всех клиентов, что в свою очередь позволяет выполнить совершенный бизнес-анализ и маркетинговые исследования. Это является большим преимуществом в конкурентной борьбе.

Электронная среда широко используется для доставки цифрового медиа-контента (музыка, фильмы, пресса и т.п.), полезной информации, образовательных материалов а также компаниями-производителями программного обеспечения для его продажи.

Наибольшим преимуществом электронной коммерции является существенное снижение затрат на оформление сделки и ее дальнейшее обслуживание. Поэтому бизнес-процессы, которые могут быть переведены на электронный основу имеют потенциал снижения затрат на них, что в свою очередь приводит к снижению себестоимости товара или услуги. Самым известным примером осуществления электронной коммерции является Интернет-магазин, который представляет собой веб-ресурс с каталогом продукции и возможностью заказа и оплаты товаров, которые понравились покупателю. Все больше компаний в мире внедряют решения электронной коммерции в своем бизнесе. Например, всемирно известная компания CISCO не имеет традиционной сети дистрибьюторов. Вместо того, она принимает заказы только в электронной форме частности со своего сайта. Другой пример - это производители ноутбуков. На своих сайтах они размещают интерактивные страницы, где пользователь может сконфигурировать себе ноутбук за своими потребностями и оформить заказ и оплату.


3. Виды электронной коммерции

3.1. Бизнес-до-бизнеса (B2B)

B2B электронная коммерция - это электронная коммерция между компаниями. Это - тип электронной коммерции, что имеет дело с отношениями между и среди видов коммерческой деятельности. Примерно 80% электронной коммерции относятся к этому типу, и большинство экспертов предсказывает, что B2B электронная коммерция продолжит распространяться быстрее B2C. Более общие B2B примеры и лучшие практические модели - IBM, Hewlett Packard, Cisco and Dell.

3.2. Бизнес-до-потребителя (B2C)

Электронная коммерция бизнес-до-пользователя, или торговля между компаниями и потребителями, включает сбор информации клиентами; покупку физических вещей или информационных / электронных товаров, и, для информационных товаров, получение товара (программы, электронные книги) по электронной сети. Это вторая по величине и самая ранняя форма электронной коммерции. Примеры B2C моделей - сетевые компании продажи в розницу типа Amazon.com, Drugstore.com, Beyond.com. B2C электронная коммерция уменьшает цену сделок (особенно цену поиска), увеличивая доступ потребителей к информации и позволяя потребителям найти самую конкурентоспособную цену за товар или услугу. B2C электронная коммерция также уменьшает рыночные барьеры входа, потому что стоимость создания и раскрутки сайта намного меньше установка структуры фирмы. В случае информационных товаров, B2C электронная коммерция еще привлекательнее, потому что это сохраняет фирмы от факторинга в прибавочной стоимости физической сети распределения. Кроме того, для стран с растущим количеством пользователей Internet, поставка информационных товаров становится все более и более доступной.


3.3. Потребитель-к-потребителя (C2C)

Электронная коммерция потребитель-до-потребителя или C2C - просто торговля между частными индивидуумами или потребителями. Этот тип электронной коммерции характеризующиеся ростом электронных рынков и сетевых аукционов, особенно в вертикальных отраслях промышленности. С2С возможно имеет наибольший потенциал для того, чтобы развивать новые рынки. Этот тип электронной коммерции входит крайней мере в три формы: 1) аукционы, типа eBay, позволяющий интерактивно предлагать цену в реальном масштабе времени, 2) одноранговые системы, типа модели Napster (протокол совместного использования файлов между пользователями в системах типа IRC) и поздние модели обмена денег, 3) объявление тематических категорий в портальных сайтах типа Тематических категорий Excite и eWanted (диалоговый, сетевой рынок, где покупатели и продавцы могут вести переговоры).


3.4. Мобильная торговля (m-commerce)

Мобильная торговля - закупка и продажа товаров и услуг через беспроводную технологию, то есть, карманные устройства типа мобильных телефонов и личных цифровых помощников.

4. Электронная коммерция в Украине

В течение последних 5 лет украинский рынок электронной коммерции показывал ежегодный рост на уровне 50% -60% [7] вне зависимости от перманентных экономических колебаний. При этом рынок обладает серьезным потенциалом. Например, в Германии емкость рынка электронной коммерции составляет около $ 36 млрд. В Украине аналогичный показатель составляет не более $ 400 - $ 500 млн. [8] [9] [10]

Основные факторы, которые тормозят развитие украинского рынка электронной коммерции [9] [11]

  • отсутствие законодательной базы, которая бы регулировала процесс покупки / продажи онлайн, осуществления электронных платежей за оплаченные товары / услуги и которая бы устанавливала прозрачные правила игры на рынке (как для продавцов, так и для покупателей)
  • слабо развитая национальная система электронных платежей
  • низкая эффективность большинства существующих украинских торговых площадок
  • низкий уровень проникновения интернета (особенно в регионах)

См.. также

Примечания

  1. "Electronic Commerce", Gary Schneide, Course Technology, 2008
  2. "Электронная коммерция как составная часть электронного бизнеса", Мельник В.
  3. "Американская модель" новой экономики "распостраняется на другие страны", БИКИ, № 42, 2000 год
  4. "Что такое электронная Коммерция", В. Завалеев, Центр интернет технологий, 2003 год
  5. "Основы электронной коммерции", Юрасов А.В., Горячая линия-Телеком, Москва, 2007 год
  6. "Стандарты электронной коммерции. Разработка концепции сети распределенных взаимно соединенных систем электронной коммерции на основе web-сервисов", В. Бубличенко, Национальный университет "Киево-Могилянская академия", 2007 год
  7. "Интернет-торговля в Украине: рост оборота с каждым годом" - intercredit.com.ua/94/article6387, ООО "Интер Кредит", 1 августа 2011
  8. "В Украине емкость рынка электронной коммерции составляет 400-500 млн долл.". - РБК-Украина, 22 октября 2010
  9. а б "Онлайн торговля в Украине. Новые возможности для традиционных розничных сетей" - www.inrisedevelopment.com/data/research/2010/1021/, исследовательский центр компании INRISE Development
  10. "В Украине продолжает расти рынок онлайн-торговли" - www2.business.ua/articles/companies/5867 /, газета "БИЗНЕС", 26 октября 2010
  11. "Сетевые маги" - www2.business.ua/articles/trends/5811 /, газета "БИЗНЕС", 24 октября 2010

Источники