Эллинистическая философия

Эллинистическая философия - последний период развития философии Древней Греции, после Аристотеля, в период эллинизма - распространение греческой культуры за пределы древнегреческих колоний после завоеваний Александра Македонского. Временные рамки эллинистической философии ограничивают возникновением неоплатонизма. Основные характеристики эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.


1. Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократ и Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н. Э..) и его ученик Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. "Тонкое" мудрствования он считал ничтожным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым сторонником космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека - высшим благом. Мир, по Диоген, очень плохой, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись всего наживное.


2. Скептицизм

Скептицизм - направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего ("все течет, все меняется"). Частности Демокрит утверждал, что мед ничуть не слаще, чем горький, кроме того он постоянно меняется. Любая вещь, с точки зрения скептиков, "То есть это не в большей степени, чем то". Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше выражаться, например, так: "Мне кажется, что пища сладкая". Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости - идеала для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360-270 до н. э). По его убеждению сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности ( атараксии). Пиррон не написал произведений, а излагал свои идеи устно.


3. Эпикуреизм

Самыми яркими представителями эпикуреизма были Эпикур (341-270 до н. э) и Лукреций Кар (ок. 55 - 90). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившей в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате "столкновений" атомов. Эпикур приписывает атомам способность "отклоняться" в своем движении от строго определенных законов. Он фактически приписывает атомам определенную свободу, через которую мир не является хаотичным. Факт проявления свободы и "отклонения атомов" Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что "в необходимости нет никакой необходимости". Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы существуем, нет смерти, а когда смерть есть, нас больше нет". Знание Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательной. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное чувство наслаждения, то есть освобождение от страданий. Для этого он призывает жить разумно и морально, проявлять уважение к богам.

Лукреций - философ, политик и поэт, автор поэмы "О природе вещей", в которой изящно описывает неуловимую действие излучаемых атомами "эйдолы" на органы чувств, которые вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукреция не является минимальным дробными частицами вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая ее как совокупность из найгладкиших частиц.


4. Стоицизм

Основателем стоицизма является Зенон Кития. Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. в III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Ксенофана, Хрисиппа) пришли к нам неполными, поздних (I, II ст. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) - в виде отдельных сохранившихся произведений.

Идеал стоика - невозмутимый, даже "бездушный" мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену свободы. На учение стоиков том сильное влияние оказал Сократ, который мужественно вынес суд над собой и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи - эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что все в мире взаимосвязано, развивается по якомось законом, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа управляет всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода - высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили прогнозам и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклит ом назвали логосом. Судьба для стоиков есть логос космоса: он упорядочивает все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано все население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.