Надо Знать

добавить знаний



Эллинистическая цивилизация



План:


Введение

Эта статья о культуре эпохи эллинизма, исторические аспекты изложены в статье Эллинистический период.
Основные очаги эллинизма, включая монархии диадохов :
Царство Кассандра
Царство Лисимаха
Также на карте выделены:
Карфаген (негреческий)
Рим (негреческий)
* На карте не показано Индо-греческое царство

Эллинистическая цивилизация - термин, который имеет два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие "Эллинистическая цивилизация" всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 век до н. н.э.) до падения Римской империи (5 век н. н.э.). При этом не принимаются во внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после римского завоевания.

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была однообразной. В каждой области она формировалась путем взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами - греками и негрекам. Формы синтеза определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и будущих), степени их экономики и культуры, социальной организации, политической обстановкой и т. д.

Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов ( Александрии, Антиохии на Оронт, Пергама и т. д.), где греко-македонское население играло ведущую роль, отчетливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни. Еще яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств (например, Фиваиде Вавилоне, Фракии). Однако всем местным вариантам эллинистической культуры присущи некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира, с другой - обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры.

Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых отношений в обществе. Напряженная политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на эллинистическую культуру. Именно в культуре эпохи эллинизма более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированной верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции.


1. Религия и мифология

Пргамський алтарь, Афина в поединке с сыновьями богини земли Геи, остатки горельефа, Берлин.

Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточная наследие играло огромную роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания божеств, мистерии приобретали более оргиастической характера. При сохранении местных различий в пантеоне и формах культа постепенно получили все более распространялись некоторые универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов.

Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (Высочайшего над всеми), он отождествлялся с финикийским богом Ваалом, египетским Амоном, вавилонским мифическим Белом, иудейским Яхве. Его многочисленные эпитеты - Пантократор (Вседержитель), Сотер (Спаситель), Гелиос (Солнце) и другие, - говорят о чрезвычайном расширения его функций. С культом Зевса по распространенности конкурировал культ Диониса с мистериями, которые сближали его с культами египетского бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса.

Среди женских божеств главным и почти всюду почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая черты многих греческих и азиатских богинь. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа - божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев, стремившихся слить привычный для греков антропоморфный облик Зевса- Посейдона с функциями египетских зооморфных божеств Осириса и Аписа. Синкретические культы, которые сложились на Востоке, проникли в полисы Малой Азии, Греции и Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье. Некоторые восточные культы почти в неизмененной форме воспринимались греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе.


2. Философия

В эпоху эллинизма продолжали свою деятельность Платоновская академия, аристотелевский лицей, киники и Киренск школа. В то же время возникают три новые философские школы: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Объединяла их общая сосредоточенность на вопросах поведения индивида, достижения им внутренней независимости от окружающего мира и связанное с этим вытеснение онтологической проблематики.

Школа скептиков, основанная в конце 4 века до н. е. Пирроном, призвала к достижению невозмутимости духа на пути отказа от поисков невозможного, по их мнению, объективного знания, воздержания от суждений и следования разумной вероятности, традициям и обычаям. В дальнейшем скептицизм сливается с Платоновской академией (это, так называемые, вторая и третья академии, основанные Аркесилая и Карнеадом). В 1 веке до н. е. скептицизм развивается Энесидема.

Эпикур, создавший свое учение на основе атомистического учения Демокрита и этики киренаики, начал преподавать 309 до н.е., проповедуя достижение счастья и духовного блаженства (безмятежность и спокойствие души) через умеренность ц чувствах, удовольствиях. Школа Эпикура, существовавшая до середины 4 века н. е., значительное влияние на мировоззрение эллинистической эпохи.

Деятельность учредителей стойцизму - Зенона с Китийский, Клеанфа и Хрисиппа протекала в 3-2 веках до н. е. Возрождая концепции досократовской философии (прежде Гераклита), стоики видели космос разумным огненным дыханием, которое дробится на многообразие логосов, одним из которых является человек. Нескореннистю духа усматривается в полном подчинении космического разума, для чего необходимы бесстрастие и честность.

С середины 2 века до н. э начинается процесс сакрализации, сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектического объединения различных систем. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний, который синтезировал пифагорейский-платоническую и стоицистську философию в детально разработанную и обширную систему платонического стоицизма.


3. Естественные науки

Наибольшим научным центром эллинистического мира была Александрия с Александрийский мусейон и Александрийской библиотекой, где работали выдающиеся ученые Средиземноморья. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистической науки были Пергам, Антиохия на Оронт и остров Родос. Большинство ученых, деятельность которых протекала в этих центрах, были греками. Греческий язык стал международным научным языком той эпохи.

Высшие достижения математики и астрономии, которые особенно бурно развивались в Александрии в 3-2 веках до н. е., связанные с именами Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского, Гиппарха с Никее. В работах этих ученых эллинистическая наука подошла к ряду проблем: дифференциальное и интегральное исчисление, теория конических сечений, гелиоцентрическая система мира и т. д., нашли дальнейшее развитие лишь в новое время. С математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед, Диокл, Зенодор (труд "О изопериметрични фигуры") и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых ?Начал? и трактата "О многоугольные числа". Селевк из Селевкии (2 век до н. Э) выступал как последователь гелиоцентричнои системы Аристарха, установил зависимость морских приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретической механіки були пов'язані насамперед з роботами Архімеда; популярності набув також псевдоарістотелевський трактат "Механічні проблеми". Розвитку прикладної механіки сприяли численні винаходи Ктесібія. Досягнення прикладної механіки були підсумовано у працях Герона Александрійського.

Походы Александра Македонського стимулювали розширення географічних знань. Учень Арістотеля Дікеарх близько 300 до н. е. склав карту всієї відомої тоді ойкумени та спробував визначити розміри земної кулі, його результати були уточнені Ератосфеном з Кіренії, який плідно працював у різних галузях знань. Посідоній з острвоа Родос написав крім філософських творів низку робіт з географії, астрономії, метеорології та ін. Праця Страбона "Географія" у 17 книгах узагальнила географічні знання епохи.

Накопичені знання в галузі ботаніки були систематизовані Теофрастом. Великий інтерес був досягнутий в області анатомії людини та в медицині. Деятельность Герофіла з Халкідіки та Ерасістрата була етапом на шляху до створення наукової анатомії. Під впливом цих учених на межі 3 і 2 століть до н. е. виникла школа лікарів-емпіриків (Філін Косський, Серапіон Александрійський та ін.), які визнавали досвід як єдине джерело медичних знань.


4. Історична наука

Ніка Самофракійська, монумент на честь перемоги, Лувр, Париж.

Сюжетами исторических сочинений обычно служили события недавнего прошлого и современные авторам. На выбор темы и освещение событий историками, несомненно, влияли политическая борьба, политические и философские теории современной им эпохи. В исторических сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме государства, возникающей из-за смешения демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отдельных стран во всемирную историю и т. п.

По своей форме произведения многих историков находились на грани художественной литературы: изложение событий искусно драматизувався, использовались риторические приемы, которые были призваны эмоционально воздействовать на широкую аудиторию. В таком стиле писал историю Александра Македонского Каллисфен (конец 4 века) и Клитарх Александрийский (не ранее 280-270), историю греков Западного Средиземноморья - Тимей из Тавромения (около 264), историю Греции с 280 по 219 - Филарх Афинский. Другое направление историографии придерживались более строгого и сухого изложения фактов, например: история походов Александра, написанная Птолемеем и после 301 до н.э. История периода борьбы диадохов, написанная Иеронимом с Кардии. Самым историком 2 века до н. н.э. был Полибий, автор всемирной истории от 220 до 146 г. до н.э. Вслед за Полибием в 1 веке до н. е. всемирную историю писали Посидоний с Апамеи, Никола дамасской, Агатархида Книдский, Диодор Сицилийский.

Продолжала разрабатываться история отдельных государств, изучались хроники и декреты греческих полисов, возрос интерес к истории восточных стран. Уже в начале 3 века появились работы на греческом языке местных жрецов-ученых: Манефона (история фараонивского Египта), Бероса (история Вавилон), Аполлодора Афинского (история парфян) исторические сочинения на местных языках (например, Книги Маккавеев о восстании жителей Иудеи против Селевкидов).


Литература

Мойра в борьбе с гигантами, сыновьями Геи. Пергамский вторник.

Важнейшей чертой художественной литературы эпохи эллинизма было сужение ее социального горизонта по сравнению с предыдущим (так называемым, полисных) периодом греческой истории. Публичный характер сохраняли только театр, но и в театре на смену общественно-политической и обличительной комедии Аристофана пришла так называемая новая аттическая комедия ( Менандр, Филемон, Дифила - первая половина 4 - начало 3 века до н. н.э.) с его интересом к частному быту и симейними перипетии. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистического периода как в Афинах, так и почти по всей территории эллинистического мира (вплоть до Армении и Причерноморья).

С начала 3 века до н. е. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где художественное творчество неразрывно было связано с исследованиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке. Изучение художественной литературы прошлого заставило эллинистических поэтов осознать как устойчивость существующих литературных традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области жанров. Элегия из средства общественного и нравственного назидания превращается в повествование с мифологическим содержанием в творчестве Филита с острова Кос (около 320-270), Гермесианакта с Колофона (около 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиционный героический эпос жанром небольшой поэмы ("эпиллия"), преподает в бытовых тонах побочные эпизоды героического сказания. В, так называемой, идиллии Феокрита бытовая ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного состязания певцов или свойственных драматической сцене из жизни городской семьи. Этот же круг составляет содержание "мимиамбы" Герода, обнаруженных на папирусе на конце 19 века. Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы, в которой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти, встреча влюбленных, невзаимные чувства.

Традиционный жанр героического эпоса нашел продолжение в Аполлония Родосского, однако он также испытал влияние учености, обязательной для поэзии эллинистической культуры и требовал от авторов вплетения в основную сюжетную канву антикварных справок, редких слов и мифов. Существенное значение для дальнейшего развития античной и средневековой литературы имели прозаические жанры, которые оформляются в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев ("Роман о Нине?), псевдоисторични описания идеального общественного устройства (Ямбул, Евгемер). Литература эллинизма достигла значительного успеха в изображении внутреннего мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы литературных жанров.


6. Архитектура и изобразительное искусство

Камея Гонзага, ныне - Эрмитаж, Петербург.
Золотая застежка фибула, 2 ст. до н.э. Иберийский полуостров (ныне - Британский музей, Лондон
Пергамський вівтар, реставраційна копія споруди
Залишки театру, Пальміра, Сирія.

Протиріччя політичного та соціально-економічного розвитку суспільства зумовили суперечливість елліністичного мистецтва, в якому поєднуються раціоналізм та експресивність, скептицизм і емоційність, елегічність і глибокий драматизм, архаїзація та новаторство. Підсилилися локальні відмінності художніх шкіл: Александрійської, Пергамської, Родоської, Афінської, Сирійської та ін. На територіях на схід від Євфрату спочатку взаємодія грецької та місцевих елементів була незначною. Період бурхливого синтезу, в результаті якого виникли мистецтво Парфянського царства, Гандхари, Кушанського царства, розпочався після падіння влади македонян.

Елліністичне зодчество відрізняють прагнення до освоєння величезних відкритих просторів, до ефекту грандіозності, бажання вразити людини величчю та сміливістю інженерно-будівельної думки, логікою конструкцій, імпозантною формою, точністю і майстерністю виконання. У художньому вигляді міст (Александрія у Єгипті, Дура-Европос, Пергам, Прієна, Селевкія), побудованих зазвичай за регулярним плануванням, важлива роль відводилася великій колонаді (уздовж головних вулиць) та 1-2-ярусним колонам портика, що стояли окремо по периметру агори або були частиною будівлі; у формуванні міських центрів - царським палацам, будинкам для зборів (булевтеріям, екклесіастеріям), театрам, святилищам.

Особливість елліністичних міст - величні архітектурні ансамблі, для яких характерні узгодженість будівель між собою та із навколишнім ландшафтом, регулярність планування, підкреслення горизонталей та вертикалей фасадних площин, симетричність та фронтальність композицій будівель як елементів ансамблю, розрахованих на сприйняття з фасаду. Архітектурні типи громадських, житлових і культових будівель здебільшого зійшли до епох грецької архаїки і класики, але інтерпретувалися у дусі часу. Втім з'явилися і нові види будинків: бібліотеки, мусейони (Александрійський мусейон), інженерні споруди (Фароський маяк в Александрії).

Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских зданиях, сказалась взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла отражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-отделочные функции за счет конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации ("псевдокоринфськи" капители колонн в Ай-Ханума).

В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, создавались гармоничная образов (Афродита Мелоська, 2 ст. До н. Н.э.). Существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), которая порождала внутренне холодные, псевдопатетини произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 ст. До н. Э, Ватиканский музей). Скульптура перестала служить идеалам полиса, в ней нарастала декоративность, оповидальнисть (статуя Лаокоона, Ватиканский музей).

Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряженность образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефними фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуи Ники Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированих статуй божеств ( Колосс Родосский), гротескных мифологических ( силены, сатиры) или величественные (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических портретов философов. Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнута настроениями покоя. В мозаике различается свободная, живописная манера исполнения и более строгая. Общие для эллинистической культуры тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественном посуде из стекла.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам