Эпистемология ( греч. επιστήμη - Знания, λόγος - учение) - философско -методологическая дисциплина, в которой исследуется знания как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Термин введен и активно применялся в англо-американской философии XX в. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, основанное на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "Субъект - объект" , то для эпистемологии базовой является оппозиция "объект - знания" .

Эпистемологов исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познания, а скорее по объективным структур самого знания.

Основные эпистемологические проблеме: Как устроено знания? Какие механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Какие общие законы "жизни", изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается косвенно, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др.). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).


1. Античность и средние века

Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и формируются уже в античности. Таковы, например, "идеи" Платона и предложенная им референциальная концепция "Истины", апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизуючий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к тому же объекта и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы, за счет нормирования научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило дальнейшем создать образцы систематической организации знания. "Начала" Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля.

В средние века критическая и исследовательская составляющие эпистемологии в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой эпистемологии - схоластическая спор "Номиналистов" и "Реалистов". Новые мотивы вносит Возрождения. Пробуждается интерес к опытного знания, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как "ученое незнание", то есть знание о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательных способностей. В этой связи актуализируется введенное фактически уже Пьером Абеляром понятия сознания как индивидуальной способности и действительности существование концептов.

"Большое усовершенствование наук", провозглашенное Ф. Бэконом и развернулось в XVII-XVIII вв., порождает новую формацию знания - новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы античности и средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, переорганизуе философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем.


2. ХХ и XXI века

До XX в. эпистемология не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логику (прежде всего в английском аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца XIX в. эпистемологические проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистической и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В XX в. этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приемы и методы исследования знания. В 1970-х Карл Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации эпистемология, выдвинув концепцию "третьего мира? (объективного содержания знания) и "познания без субъекта познания".


2.1. Факторы современного состояния эпистемологии

Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие:

  1. отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Состоят комплексни практики, где кроме познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении;
  2. классическое отношение "истинности" дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: "несуперечности", "полноты", "интерпретовности", "реализовности" и др..;
  3. типология знания становится все больше разветвленной и дифференцированной: наряду с практико-методологическим, естественно-научным, гуманитарным и инженерно-техническим знаниям выделяются более частные его варианты;
  4. особым предметом исследования становится семиотическая структура знания;
  5. кроме "знания" интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, "языка");
  6. сказался кризис сциентизма: научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивни комплексы, связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящих за рамки традиционных представлений о рациональности.

3. Вера в эпистемологии

Знание - это правда и вера и ...

Иногда, когда люди говорят, что они "верят в 'нечто, что они имеют в виду, это означает, что они предусматривают, что так доведут, в некотором смысле, полезными или успешность этого что-то - возможно кто-то сможет" поверить в "его или ее любимую футбольную команду. Это не то, что подразумевает епистемологист.

В втором случае веры, верить почему-то только значит думать, что это верно. Как-то, верить P - означает не более чем думать, из любой причины, P - факт. Причина - для того, чтобы знать что-то, кто-то должен думать, что это истина - кто-то должен верить (во втором смысле), что это факт.

Кто-то говорит: "Я знаю, что P, но я не считаю, что P правда". Лицо, так выразилась, в глубинном смысле, сама себе противоречила. Если кто-то знает P, то, среди остальных, он полагает, что P действительно правда. Если кто-то считает, что P - истина, то он / она верит, что P. (См.: Парадокс Мура.)


4. Знание и вера

Знание отличное от веры и мысли. Если кто-то заявляет, что верит почему-то, он заявляет, что думает, что это правда. Но конечно, возможно окажется, что он ошибался, и то, что он считал истинным, на самом деле ошибочно. Это не факт со знаниями. Например, предположим, что Игорь считает, что определенный городов - безопасный, и делает попытку перейти его, к сожалению, городов гига под его тяжестью. Можем сказать, что Игорь верил, что мост был безопасным, но это его предположение было ошибочным. Мы не должны говорить, что он знал, что мост был безопасным, потому что этого просто не было. Для чего, чтобы считаться знанием, нужно быть истиной.

Так же, два человека могут верить вещам, которые взаимно противоречивы, но они не могут знать (недвусмысленно) вещи, которые взаимно противоречивы. Например, Игорь может верить, что мост безопасен, тогда как Тигра верит, что он ненадежен. Но Игорь знает, что мост безопасен и Тигра не может одновременно знать, что мост опасен. Два человека не могут знать взаимоисключающие вещи.


См.. также

Литература

  • Ильин В. В. / / Теория познания. Введение. Общие проблемы. - 2-е издание. - М.: Либроком, 2010. - 168 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-397-01280-5
  • Ильин В. В. / / Теория познания. Эпистемология. - М.: 1994.
  • Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма / / Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 1994. - № 5. - С.3-11.
  • Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологию / / Философские исследования. - 1993. - № 1. - С.61-70.
  • Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / / Вопросы философии. - 1993. - № 5.
  • Соболев А. В. О персоналистической гносеологию / / Вопросы философии. - № 4. - С.121-137.
  • Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания / / Философские науки. - 1991. - № 8. - С.34-50.
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наукам. - М., 2000. - 463 с.
  • Абачиев С. К. Эволюционная теория познания: опыт систематического построения. - М., 2004. - 526 с.
п ? в ? р Философия
Западная философия ? Философия
История философии
Области
Эстетика ? Этика ? Эпистемология ? Логика ? Метафизика
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучения ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Епифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия