Надо Знать

добавить знаний



Эрзя


centr

План:


Введение

Эрзя, эрзяне - угро-финский народ. Язык - эрзянский финно-волжской подгруппы уральской семьи. Эрзя живут в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой.


1. Этимология и история

Этноним "эрзя" этимологически восходит к ирано-сарматской лексики (arsan - самец, мужчина, герой). С V века эрзя жили северо-западнее мокши, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей. В 961 эрзя (арта, АРИС) упоминается хазарским каганом Иосифом как народ, который платил ему дань. Есть предположение, что также о эрзя писали еще и древнегреческие географы Страбон (аорсы) и Птолемей (арсииты). Арза - страна эрзи фигурирует в записках арабского путешественника Ибн-Хаукаля (X век). О эрзя (арджаны) сообщал Рашид-ад-Дин (XIV век) ногайский князь Юсуф писал о "рзянах" в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

В раннем средневековье эрзя - народность, сопротивлялась хазарам, печенегам и половцам. Древний эрзянский княжество располагалось на территории Старой Рязани (эрзян). Под натиском славян, переселялись, эрзя отступила на восток до современного города Арзамас - (Ерзямас).

В отличие от мокши, признавшей в 1237 в зависимости от Золотой Орды, эрзя отступает на север в леса и оказывает татарам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине века в Нижний Новгород эрзя попала под власть Суздальского княжества и некоторая часть ее обрусел, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Предуралье, где столкнулись с ногайцами и калмыками. Создание Саратовской-Оренбургский-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзя на Урале. Многие эрзянских поселенцев на Урале появились еще до проникновения сюда российского населения.


2. Расселение

В VIII - XIII веках эрзя с родственными ей по происхождению и языку мерею, мурома, мещера, мари, весью, была расселена на Ра (Волге) по верхнему и среднему ее течений, по Оке, Цни, Сури, Мокши, озеру Илмер (Ильмень ), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, булгарские и Казанское царство. В VIII - IX веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества. В начале XI века сын великого киевского князя Владимира Святославича Глеб княжил в эрзянском городе Муроме, а второй его сын Борис княжил в Ростове, населенном эрзей и близкой ей Мерей. Следующий сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый основал в финских землях города Юрьев (Эстляндия) и Ярослав на верхней Волге (земля эрзи и Мэри).

В процессе формирования Московского государства эрзя принимали прямое участие в этногенезе русской народности, сложившейся с Чуди, Суоми, Корела, варягов, скандинавов, Мэри, Муром, Мещеряков, веси, Мари и др. финно-язычных народностей. О интегрированность эрзи в Московию и о ее роли в формировании свидетельствует русский былинный эпос: председатель русских богатырей Илья Муромец с эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома. Село Карачарово и город Муром еще в XVII веке были эрзянском населенными пунктами. Голландец Стрюйс в описании путешествия из Москвы в Астрахань 24 - 27 мая 1669 отмечает: "... С Ляхов отправились в Муром (Моruma). Этот маленький городок, населенный москвитянами и татарами, называемыми мордвой (Morduvins) является границей последних, хотя находится под властью царя "(3). Второй по значению былинный герой Добрыня Никитич с эрзянского города Рязани, третий по значению богатырь Алеша Попович с меряно-эрзянского города Ростова. С Галича - Дюк. Ерзянином по происхождению является Степан Разин, предводитель крестьянского восстания второй половины XVII века, популярный герой русских исторических и лирических песен, наверное, самый русский по духу персонаж русского фольклора. С эрзянских рек Сура, и Ра прибывает в Великий Новгород один из самых поэтичных персонажей русского эпоса Садко:

По славной матушке Волге-реке
А гулял Садко молодец тут двенадцать лет;
Никакой над собой приткы
И скорби Садко не видел,
А все молодец во здоровье находился.
Захотелось молодец побывать в Новегороде

Имя Садко производное от эрзянской слова сядо (в переводе на русский язык означает сто). Этим словом называли главу рыболовецкой артели, которые промышляли на Волге. Садко, вероятно, был одним из таких сотников. В эрзянских песнях о рыбаках и богиню Ра Рававу или богиню воды Ведяву рассказывается именно о такого молодца, которого владычица воды задерживает за неуплату дани. Садко забирает к себе Морской царь из этой же причине.

Волга-река просит Садко от имени поклониться своему брату Ильмень-озера:

А и гой еси, удалой доброй молодец!
Когда ты придешь в Новгород,
А если ты под башню проезжую,
Поклон от меня брата моего,
А славному озера Ильмень.

Просьба Волги поклониться Ильмень свидетельствует о принадлежности Волги и Ильмень к одному и тому же эрзянской-российской мира и о существовании тесных связей (экономических, торговых, культурных) между волжане и ильменцами-новгородцами.


3. Декларация об официальном названии эрзянского народа

Эрзянский флаг

Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян - граждан Российской Федерации (РФ),

  • основываясь на истории народа, существует много тысячелетий;
  • чтя память и следуя традициям предков;
  • чувствуя этническую, языковую, духовную и культурную единство;
  • с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания;
  • осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений;
  • исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов;
  • выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов;
  • желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем;
  • стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом;
  • надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и других органов власти;
  • выражая чаяния всего народа

заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем ?Эрзянский Народ? и подтверждаем все неотъемлемые права.

С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс эрзянского народа

Республика Мордовия, г. Саранск

23 марта 1995.


Источники

  1. Исследования по материальной культуре мордовскими народа. М., 1963; Мокшина Н. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977.
  2. Конгресс Эрзянского Народа (Эрзянь Раськень Инекужо), Саранск, 23 марта 1995 г.
  3. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенеза). - Чебоксары, 1960. -С. 8.
  1. Ethnologue and bibliography information on Erzya

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам