Эрих Фромм ( нем. Erich Fromm * 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне, - ? 18 марта 1980, Локарно) - социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель "Франкфуртской школы", один из основателей неофрейдизма и фрейдо-марксизма.


1. Биография

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурт-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев. Его предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, было патриархально-капиталистическим. "Мое мироощущение нельзя назвать современным, - говорил Фромм в одном радиоинтервью, - ... Я изучал Талмуд, Библию и слышал много историй о своих предках, живших в добуржуазного эпоху ". Интересные подробности он рассказывал о своем деде, обладавший маленькой лавочкой в Баварии:" Всю свою жизнь дед сидел целый день в лавке и изучал Талмуд; если приходил покупатель, он сердито поднимал голову и спрашивал: "Что, разве нет другого магазина?" Вот в таком мире я рос ".

Таким образом, скепсис по отношению к капиталистических ценностей Эрик впитывал с самого детства. Но при этом ему также удалось преодолеть традиционно патриархальную составляющую субкультурного среды, выходцем из которого он был. После многих лет Фромм напишет: "Расцвет культуры средневековья связан с тем, что людей вдохновлял образ Града Божьего." Расцвет современного общества связан с тем, что людей вдохновлял образ Земного Града Прогресса. Однако в наш век этот образ превратился в образ Вавилонских башни, которая уже начинает рушиться и под руинами которой в конце концов погибнут все и вся. И если Град Божий и Град Земной - это тезис и антитезис, то единственной альтернативой хаоса является новый синтез : синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями ренессансной для поста рациональной мысли и науки ".

Это представление о социальной реконструкции также характеризует сами духовные искания Фромма, - отвергая капиталистические ценности, он не встал на традиционные консервативные позиции, но и не пошел путем отрицания большинства духовных ценностей человечества. Его путь - это путь синтеза.

Первую мировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. "Как это возможно? - Задает он себе вопрос несколько лет позже. - Чтобы миллионы людей убивали друг друга ради явно иррациональных целей или из политических соображений, от которых каждый отдельный человек настолько далек, что никогда не стала бы жертвовать собой. То есть как возможна война с политической и психологической точек зрения Какие силы движут человеком? ". Эти размышления привели молодого человека к изучению психологии, социологии и философии. И много позже - в середине 70-х годов - уже известный Эрик Фромм формулирует аналогичный вопрос в связи с ядерной и экологической угрозой: "Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов - инстинкт самосохранения, - казалось бы, перестал побуждать нас к действию? ".

Фромм учился в Франкфуртском, а затем в Гейдельбергский университете, где преподавали Макс Вебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксального фрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фромм вскоре начинает сомневаться. Эти сомнения постепенно привели к ревизии фрейдизма и к созданию своей концепции. Но это - чуть позже.

С 1930 году Фромм работает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложилась знаменитая Франкфуртская школа (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе и другие). Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецких рабочих и служащих - и в 1932 году приходит к выводу, что серьезного сопротивления нацистам, идущие к власти, со стороны рабочих не будет. Эти исследования легли в анкетировании, что помогало изучать неосознанные мотивы поведения людей: "Если на вопрос:" Кто из исторических личностей вам нравится больше всех? "- Человек отвечал: "Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Ленин" , мы интерпретировали этот ответ как указание на "авторитарность", поскольку такой набор свидетельствовал о том, что человек увлекается диктаторами и полководцами.

Если ответ был: "Сократ, Пастер, Кант, Маркс" , мы классифицировали его как демократический, потому что человек ставил выше других людей, заботящихся о благе человечества, а не людей власти ". Всего анкета содержала 270 вопросов.

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. В Нью-Йорке им проводятся исследования по программе "Авторитет и семья", по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма "Бегство от свободы". Книга Теодора Адорно, появившаяся в 1950 году, "Авторитарная личность", также грунтовалася на материалах этих исследований.

В конце 30-х - в 40-е гг Фромм, все больше разбегаясь во взглядах с Маркузе и Адорно, отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его к выводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятся исключительно к биологическим инстинктам, о которых говорил Фрейд, а имеют социальные корни. Этот вывод способствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.

С 1949 по 1969 гг Фромм живет в Мексике. В это время Фромм посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. Издает книгу "Здоровое общество", в которой выступает с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США. Пишет Программу партии. Впрочем, через партийные споры Программа была отвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.

1968 года произошел первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает в Швейцарии, в которой будет жить до своей смерти.

В солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Но физическое здоровье не позволяет чувствовать себя вполне молодым: вскоре после окончания знаменитой работы "Иметь или быть", в 1977 году, с ним случается второй, а затем и третий (1978 год) инфаркт.

В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.


2. Социально-философские идеи Фромма

Основные положения концепции Э. Фромма сводятся к следующему: производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации; антагонизмы повсеместно должны быть заменены отношениями солидарности; высшей целью всех социальных мероприятий должны быть человеческое благо и предотвращения человеческих страданий; не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека; каждый человек должен быть заинтересована в активной деятельности на благо других людей и должна участвовать в ней.


3. Основные произведения

  • Бегство от свободы (Escape from Freedom, 1941)
  • Здоровое общество (The Sane Society, 1955)
  • Искусство любви (The Art of Loving, 1961)
  • Революция надежды (The Revolution of Hope, 1968)
  • Иметь или быть? (To Have or to Be?, 1976)

Источники

  • Э.. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-023209-8.
  • Э.. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э.. Телятниковой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 635, [5] с. - (Philosophy). ISBN 5-9713-1779-2.
  • Э.. Фромм. Бегство от свободы. М.: АСТ - Минск: Харвест, 2005. ISBN 5-17-032342-5.
  • Э.. Фромм. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004. ISBN 5-902678-01-3.
  • Э.. Фромм. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. ISBN 5-17-026540-9.
  • Э.. Фромм. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. ISBN 5-352-00758-8.
  • Э.. Фромм. Революция надежды. Избавление от иллюзий. Перевод с англ.; Предисловие П. С. Гуревича. - М.: Айрис-пресс, 2005.-352 с. - (Человек и мир). ISBN 5-8112-1345-X.
  • Э.. Фромм. Совета любви к жизни. М.: АСТ, 2000. ISBN 5-237-04523-5.
  • Э. Фромм. Иметь или быть?. К.: Укр. писатель, 2010. ISBN 978-966-579-262-8.