Этничность

Этничность, этническая принадлежность - понятие, которое в современной науке замещает понятие "Этнос", как некую категорию, обозначающую существование отдельных этнических групп или идентичностей. Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статических характеристик, отличающих одну группу от других, обладающих иным набором подобных характеристик. Концепция этничности подвергает сомнению подобный взгляд на культурную отдельность и обращает внимание прежде всего на многокультурный характер большинства современных обществ и на практическое отсутствие культурных изолятов. Среди ученых также нет однозгидности относительно понятия этничности, но некоторые базовые характеристики, свойственные для всех сообществ, позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К их числу относятся:

  1. наличие представлений, разделяемых членами группы, о совместном территориальное и историческое происхождение, единой языка, общих черт материальной и духовной культуры;
  2. политически оформленные представления о родине и особые институты, как, например, государственность, которые также могут считаться частью того, что составляет представление о народ;
  3. чувство отдельности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, - и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

Исходя из вышесказанного, под понятием "народ" в понимании этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название и элементы культуры, дорожат мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памяти, ассоциируют себя с определенной территорией и обладают чувством солидарности.

Как правило, этническая идентичность формируется и существует в контексте социального опыта и процесса, с которыми идентифицируют себя люди, или идентифицируются другими, как члены определенной этнической группы. С точки зрения внутригрупповой, идентичность группы основывается на комплексе культурных черт, которыми члены одной группы отличают себя от всех других групп, - даже если они в культурном отношении очень близки. Различия, которые они могут находить относительно других, конечно весьма определенные и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипические критериев при определении характеристик группы. Так, например, большинство специалистов и просто граждан Боливии считают индейцев-аймара, проживающих в стране, как одну этническую группу, в то время как сами представители подгрупп аймара в разных регионах Боливии не считают себя родственными другим аборигенным группам, которые говорят на том же языке. Цыгане в разных странах мира отличают себя не только от нецыганами, но и от других групп цыган. Эвенки, проживающие в России и Китае, считаются бы единым народом, но сами эвенки осознают прежде всего свою принадлежность к различным локальным группам. Таким образом, во внутренних и внешних определениях того, что составляет этническую группу (народ), присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. И часто бывает, что кровная родственность или другие объективные критерии не играют определяющей роли. Этническая реальность предполагает существование социальных маркеров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти отличительные маркеры образуются на различной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.


См.. также


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.