Надо Знать

добавить знаний



Этногенез



План:


Введение

Этногенез (от греч. Ethnos - племя, народ и ... генез), процесс образования этнической общности, происхождения народов на базе различных этнических компонентов.


1. Общая информация

Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Исторически различают два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории прежнее общества и завершается образованием народностей (преимущественно в феодальную сутки). В этногенетических процессах второго типа при добавлении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации. Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов, консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и вовлечением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и по другим причинам, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающих его от других (в том числе соседних) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, значительное место в которой занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является совместная самоназвание - этноним.

Изучение этногенеза требует комплексного подхода с привлечением данных смежных дисциплин: этнографии, антропологии, археологии, языкознания.

Оригинальное пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилевым.


2. Направления и формы этногенеза

Этнические процессы достаточно разнообразны, поэтому их систематизируют и классифицируют по различным критериям.

Прежде всего выделяют:

  • Етноеволюцийни процессы - при изменении отдельных компонентов культуры этническое сознание этноса не меняется.
  • Етнотрансформацийни процессы - сознание меняется и этническая принадлежность человека становится другой. [1]

В зависимости от преобладания центростремительных и центробежных тенденций этнические процессы делятся на две группы: этническое объединение и этническое разделение. [2]

Формы этнического объединения:

  • Этническая фузия - процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных языком и культурой, в единый новый этнос.
  • Этническая консолидация - внутренняя сплоченность более-менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между локальными группами этноса.
  • Этническая ассимиляция - растворение ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, как правило, большего народа. Для стороны, которая ассимилируется, - это етнотрансформацийний процесс, для ассимилирующей народа - етноеволюцийний.
  • Этническая конвергенция - ассимилирующий процесс взаимодействия двух очень близких друг другу этносов.
  • Межэтническая интеграция - взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких этносов, которые существенно отличаются между собой языком и культурой, что приводит к появлению у них ряда общих черт.

Формы этнического разделения:

  • Этническая парциация - разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей. Каждый из новых этносов не отождествляет себя полностью с производным этносом.
  • Этническая сепарация - выделение от этнической группы сравнительно небольшой части, которая впоследствии превращается в отдельный этнос. [3]

2.1. Пассивный или активный этногенез

Этногенез может происходить пассивно в накоплении самосознания группы идентичности, отраженной через взаимодействие с окружением, культурными и религиозными различиями между слоями общества, миграцией и другими процессами, но для некоторых групп этническое образование - невозможен результат.

Этногенез происходит активно когда лица сознательно и непосредственно создают отдельные сообщества по для решения политических проблем - сохранение или овладение определенных культурных сокровищ, внутришньоетничних отношений и т.д.. Начиная с конца восемнадцатого века такие попытки часто были начаты по возрождению языка или создание нового языка, а также в создании "национальной литературы". В двадцатом веке общества подревнюють свою историю благодаря мифов, что со временем могут привести к этническим или расовым констант, как средство поддержки или подтверждения их коллективной идентичности, или общины.


3. Языковой фактор

Язык - критический фактор для подтверждения этнической принадлежности. Процесс восстановления древней этнической принадлежности часто требует возрождения языка, поскольку в некоторых случаях речь вышла из употребления. В Европе в 1990-х, этим путем пошли за для возрождения кельтской нации в Уэльсе и националисты в Страны Басков. Возрождение Окситанский языка языка в некоторых активистских группах в 1970-х в южной Франции - подобная попытка.

Подобное движение потерпела в 19-м веке Финляндия стремясь повысить статус финского языка от крестьянской до уровня официального национального языка. Это положило начало Финская партия в своих националистических целях. Печать в 1835 финском Национального эпоса, Калевала, был фундаментом финского национализма и eтногенезу. Финский язык был признан, как государственный язык в Финляндии только в 1892. Им оппонировали Финские шведы во главе с Аксель Олоф Фреуденталь (1836-1911). Он поддерживал продолжения использования шведской как государственного языка (она была языком меньшинства, использовалась элитой в правительстве и администрации). Согласно современным расистских теорий, Фреуденталь считал, что Финляндия имеет две "расы", одна говорит шведской, другая финском языке. Финские шведы утверждали, что шведская "Немецкая раса" выше людей финской языковой большинства.


4. Религия

Каждая из мировых религий имеет набор культурных ценностей, которые могут повлиять на этническое самоопределение, хотя это не обязательно. К тому же, этнический термин может изменить смысл со временем (например, в 19-м веке в Европе евреев и арабов рассматривали как единый eтничний блок - семиты). Большие различия между - например - христианским, еврейским, индуистским и исламским суперэтносы основываются на историческом векторе последователей каждой религии в какой-то из языков: ( латина и греческий, иврит, санскрит и арабский язык, соответственно).

Нельзя провести четкую этническую границу между сектой и нацией. Секты, которые некоторые ученые относят к отдельным нациям правило, имеют, как минимум, четкий набор правил, осуждая кровосмешения с не адептами секты, или тех кто не в состоянии воспитать их детей в должной вере. Например:


5. География

Географические факторы могут приводить как к культурной, так и в генетической изоляции от человеческого общества. Группы, которые живут одним территорией и имеют кровосмешение из поколения в поколение со временем имеют значительные культурные и генетические различия, эволюционируя от первоначальной информации приносимой ими через взаимодействие с уникальным экологическим окружением. Этногенез в этих обстоятельствах обычно приводит к сообществу, которая менее самосознательная, чем та которая состоялась благодаря конкуренции с окружающим населением. Особенно это заметно в пасторальных горных народах, социальная организация которых стремится к поддержанию внутриродовое сообщества, а не к коллективного самосознания.


6. Специфический случай: создание Молдавской сообщества в СССР

Отдельное молдавское этническое самосознание внедрялось во времена СССР, после основания Молдавской АССР в 1924, на пограничные Украина включавшей в свой ​​состав часть междуречья между Днестром и Южным Бугом ( Приднестровье) Чарльз Кинг считает [4] что эта акция была направлена ​​по для потенциальной коммунистической революции в Румынии. Сначала этническое самосознание молдаван поддерживали с для территориальных претензий на тогдашние румынские территории Бессарабии и Северной Буковины. После Советского занятия этих двух территорий в 1940, все три части были частично объединении в Молдавию.

Вопрос ли молдаване отдельным от румын этносом весьма противоречивое. С одной стороны Парламент (который должен Коммунистическую большинство) Молдавии принял в 2003 "Положение национальной политики Республики Молдова", которое указывает, что молдаване и румыны являются двумя разными народами и говорят на двух разных языках и румыны образуют этническое меньшинство в Молдове, и Республика Молдова - законный преемник Княжества Молдавия. С другой стороны, молдаване признаются отдельной этнической группой только бывшими советскими государствами. Например, в Соединенных Штатах, никакой разницы не делается между румынами и молдаванами.

Согласно переписи в Молдавии за 2002, с 3383332 человек, проживавших в Молдавии, 16.5% (558 508) отметили румынский родном языке, тогда как 60% указали молдавский. 40% городских жителей указали румынский - родной язык, в сельской местности едва один из семи указал румынский родном языке.


7. Примечания

  1. Юрий М., 2006 - с. 125
  2. Юрий М., 2006 - с. 125
  3. Юрий М., 2006 - с. 126
  4. Charles King, The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture, Hoover Institution Press, 2000:54.

См.. также

Источники

  • Юрий М. Ф. Этнология: Учебное пособие. - К.: Дакор, 2006. - 360 с. ISBN 966-8379-12-8

9. Связанные ссылки



Этнология Это незавершенная статья этнологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам