Надо Знать![]() |
ВведениеЮрий Фельтен ( нем. Georg Friderick Velten 1730 - 1801) - переделанное на русский лад имя петербургского архитектора второй половины 18 века, представителя стилей рококо и раннего классицизма. Занимался также графикой. 1. ИмяПроисходит из семьи петербургских немцев. Его немецкое имя - Georg Friderick Velten. Жизни в России и попытки "натурализовать", пидлагодиты свое имя под российское привели к объявления подписи "Е. Фельтенъ" (немецкое Georg переделали на Егория, а Егорий на Юрий.) Чтобы окончательно приблизить его имя в российских, переработали и отчество. В русской литературе его пишут как Юрий Матвеевич Фельтен, хотя отец был Матиас и Матвеем не назывался. 2. Жизнеописание. Ранние годы.Происходит из семьи петербургских немцев, в семье было двое дочерей и два сына. Отец, Матиас Фельтен, был экономом в Петербургской Академии наук и перебрался сюда из Германии. Семья жила в Немецкой слободе Санкт-Петербурга недалеко Миллионной улице. В 1736 году Матиас умер. Главой семьи стал зять Матиаса - член Петербургской Академии наук, физик Г.-В. Крафт (1701 - 1754), муж старшей сестры Юрия Фельтена. В 1744 году Крафт вернулся в Германию, где получил должность преподавателя в Тюбингенском университете. В 1745 году к нему перебралась вся семья Фельтен вместе с 14-летним Георгом - Юрием. По окончании гимназии Георг (Юрий) стал студентом Тюбингенского университета, где изучал математику и физику. В отличие от многих немцев, Георг (Юрий) не пожелал стать военным или фортификатором, хотя эти должности хорошо оплачивали. Он потребовал стать гражданским архитектором и проявил настойчивость в получении этой профессии. Уже в 1749 году Георг (Юрий) вернулся в Петербург, где подал ходатайство о зачислении в учебное заведение при Петербургской Академии наук. Он писал, что хотел бы продолжить там изучение математических наук и гражданской архитектуры "за свой счет". 3. Архитектурная палатаПри Петербургской Академии наук была создана Архитектурная палата (класс), для которой создали соответствующую учебную программу. Преподаватели Георга (Юрия) -
Фельтен закинчик курс и получил хороший аттестат. 4. Архитектурная деятельность. Начало
5. Новое назначениеПосле очередного дворцового переворота в 1762 г. трон заняла Екатерина II, немка по происхождению. Она быстро избавлялся от окружения вельмож покойной Елизаветы Петровны, отношения с которой были плохими. Отстранение от строительства получил и архитектор Растрелли, а через год императрица освободила его вообще без обеспечения пенсией. В наследство от Елизаветы Петровны Растрелли Екатерина II получила недостроенный Зимний дворец. На освободившиеся места новая императрица ставит "своих людей". Свободное место архитектора Екатерина II передала немцу Фельтену, которому и поручил достройку Зимнего дворца. Так мастер значительно меньшего дарования (чем Растрелли) и архитектурного опыта случайно сделал удачную карьеру. Екатерина в 1762 г. отбыла на коронацию в Москву, а Фельтен стал достройки зимней резиденции и создание ее интерьеров. Он работает рядом с французом Валлен Деламотом, которого поздравила новая императрица. Апартаменты для нее декорировал Валлен Деламот. Фельтен выполнял проекты интерьеров на половине наследника престола - принца Павла (декор потолка и стен, паркеты, декоративные камины, печи). Плафоны в залах создал художник Стефано Торелли. Фельтен - надзиратель за ходом работ и их качеством. Собственные проекты он подписывает "G. Velten". А позже появилась и русифицированная форма подписи "Архитекторъ Е. Фельтенъ". В 1767 г. Фельтен участвовал в конкурсе на украшение Тронннои залы Зимнего дворца, но его проект отклонили. Несколько лет он будет работать по реализации проектов француза Валлен Деламота, более быстрого, продуктивного и смелого. Именно Фельтен выстроил Малый Эрмитаж по проекту Валлен Деламота, давший название всемирно известному российскому музею. А при случае делал там достройки галерей, манеж и кухни. 6. Новая стилистикаИмператрица Екатерина II делала все возможное для ухода от стиля барокко, связанного в глазах со временем Елизаветы Петровны. Началась мощная официальная поддержка модного стиля классицизм (шедший из Франции), и который императрица потребовала сделать признаком собственного царствования, имиджем своего времени. К тому же, классицизм реально напоминал архитектуру императорского Рима и Македонии времен Александра Македонского. Этой стилистики Екатерина будет придерживаться десятилетиями. Но в интерьерах не отказывается от славы, пусть и более сдержанной. Активно используются Кстати суток барокко и рококо, стиле шинуазри и классицизм. К новым требованиям императрицы подтянулись все архитекторы и декораторы. Среди них и скромный Фельтен. 7. Особенности проектирования Фельтена.Скромное дарование Фельтена побудило последнего часто обращаться к знаменитым образцов. Он обращался к ним как в начальный период обучения, так и в десятилетие самостоятельной строительной практики. В 1749 году он создал проект церкви, перекопиювавшы произведение архитектора Пьетро Антонио Трезини, упростив детали и украшения. В 18 веке имели широкое распространение "архитектурные Увражи", то есть альбомы образцов. Ими часто пользовались как модными образцами или проектам архитекторы - любители, архитекторы - крепостные. Копировали и приспосабливали к тогдашних требований все - от проектов парковых павильонов и небольших дворцов в фигурных металлических ограждений и заборов. Когда императрица Екатерина II обнародовала приказ о створеня металлического забора для Летнего сада в Санкт-Петербурге, Фельтен скопировал фотография леса француза Даниэля Моро из архитектурного увража, немного его упростив. Он и станет знаменитым образцом, практическое выполнение которого реализовал россиянин Петр Егоров. Для Чесменского дворца Екатерины II (Путевой дворец на Московском тракте) за образец взят английский дворец Лонгфорд или замок Инверари. Удаленность скопированного образца только увеличивала стоимость сооружения Фельтена. В 20 веке произведенные другие критерии и оценки творчества предыдущих художников, чем в 18 ст. Ценят именно оригинальность, неповторимость замысла, проекта и его воплощение. Скромное дарование Фельтена отстает даже по сравнению с небогатой творческой фантазией Старова Ивана Егоровича или Валлен Деламота. Поэтому на первые места в оценках художников - современников Фельтена выходят -
Его постройки в свою очередь копируют в империи как связаны уже не с образцами в Шотландии или Англии, а как образцы архитектуры императрицы Екатерины II. Средневеково-фантазийные формы Чесменского дворца императрицы повторены в усадьбе Никольское дворян Межаков (Вологодская губерния). А Чесменская церковь повторена в усадебных церквях Посадниково А. Д. Ланского, фаворита имератрици (разрушен) и дворян Полторацких. 8. Фельтенивська архитектура малых формВидное место в творчестве архитектора занимает архитектура малых форм. Это прежде всего проекты каменных набережных Санкт-Петербурга и проекты парковых сооружений в стилях шинуазри, туркомания, псевдоготика. Среди реализованных - Башня - руина в пейзажном парке (Царское Село). 9. Преподавательская деятельностьЕкатерина II разочаровалась в деятельности Валлен Деламота и тот, прихватив заработанные деньги, отбыл во Францию. Его должность преподавателя спешно передают Фельтену. С 1772 г. он начал преподавательскую практику в Имераторський Академии мистецтв. Фельтен вел архитектурный класс. Ему не повезло на много одаренных учеников, среди которых не было "великих имен". Правда, у него учился Захаров Андреян Дмитриевич, но влияние Фельтена на личность Захарова был незначительным, потому что учитель не имел ни масштаба дарования Растрелли, Кокоринова или Антонио Ринальди, ни их творческой мощности. 10. Избранные произведения
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |