Якопо Сансовино

Сансовино Якопо ( итал. Jacopo Sansovino ; 02.07.1486, Флоренция - ? 27.11.1570, Венеция) - итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансной архитектуры Венеции.


1. Биография

1.1. Флоренция и Рим (1486-1527)

Татти, Якопо дьАнтонио, названный в народе Сансовино, родился во Флоренции в 1486 году. С детских лет Якопо, как всегда, начали обучать грамоте, в чем он с первых же шагов стал проявлять живость ума и скорость соображения, и не прошло много времени, как он самостоятельно стал заниматься рисованием. Мальчик словно желал этим показать, что сама природа гораздо больше располагала его к этому роду деятельности, чем к словесности. Видя это, его мать Франческа, на которую он был очень похож, устроила ему тайком уроки рисования. Она лелеяла мысль о том, что сын ее сделается скульптором, которому, видимо, суждено соперничать со славой совсем юных еще Микеланджело и Франческо Рустичи.

Между тем через некоторое время мальчика направлен в торговую дело. А поскольку это нравилось ему еще значительно меньше, чем словесность, он словом и делом добился у своего отца Антонио разрешения свободно заниматься тем, к чему принуждала его сама природа.

В 1502 году во Флоренцию прибыл Андреа Сансовино, прославившийся в Италии и в Испании как выдающийся скульптор и архитектор. К нему-то и направили парня для обучения скульптуре. Отсюда и новое имя Якопо - Сансовино.

Получив широкую известность в среде флорентийских художников, Якопо был приглашен в Рим Джулиано да Сангалло, архитектором папы Юлия II. Вместе с ним он в 1505 - 1506 годах впервые отправился в древний город. Здесь Сансовино изучал памятники древности, реставрировал античную скульптуру. Браманте, отметив талант Якопо, взял его под свое покровительство. Браманте, которому хотелось, чтобы папа Юлий II узнал о Сансовино, распорядился заказать Якопо реставрацию некоторых античных скульптур. Взявшись за это дело, Сансовино проявил в их восстановлении такую ​​легкость и такое умение, что и папа решил - лучше сделать просто невозможно. Эта похвала столь подхлестнула Сансовино, что он переработался, пытаясь превзойти самого себя. К тому же у него было слабое здоровье. В конце концов, Якопо разболелся настолько, что ему пришлось для спасения жизни вернуться в 1511 году во Флоренцию.

В 1518 году Сансовино возвращается в Рим. Он выполняет там помимо скульптурных работ первые архитектурные, в частности проектирование церкви Сан-Джованни де Фиорентине. В 1521 году Сансовино наведывается во Флоренцию, а лето 1523 года проводит в Венеции.


1.2. Венеция (1527-1570)

В 1527 году после захвата Рима войсками Карла V бежал в Венецию, где был назначен руководителем работ в Соборе Святого Марка.

В 1529 году Сансовино, назначенный главным архитектором Республики, совершает служебные поездки по владениям Венеции (заезжает и во Флоренцию), живет в окружении учеников и друзей, среди которых - Тициан и Аретино.

Сансовино построил в Венеции ряд замечательных сооружений: Палаццо Корнер ( 1533), монетный двор ("Дзекка") и Старую библиотеку св. Марка (строительство обоих зданий началось в 1536), лоджетту (декоративную трехпролетный аркаду) на площади собора ( 1537) и ряд других зданий. Сумел соединить Римско-флорентийские, более классические и строгие, строительные навыки (например, активно применяемое им рустовкой) с живописными традициями местной готики, создав произведения, выдающиеся как в градостроительном, так и в декоративно-пластическом отношении. Так, масштабные пропорции Дзекка, а особенно Старой библиотеки (сводной напротив Дворца дожей) эффектно завершили ансамбль Пьяцетты ди Сан-Марко в самом центре города, а лоджетта (у подножия здешней кампанилы) появилась образцом богатого и в то же время гармоничного скульптурно-архитектурного синтеза, включив многочисленные рельефы и статуи (тоже работы Сансовино) с аллегориями политических триумфов республики.

Он добавил монументальный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большую торгово-административное здание, известное под названием Фаббрикке Нуово. Но особое значение для формирования архитектурного облика Венеции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города. К Пьяцца ди Сан-Марко со стороны лагуны примыкает небольшая площадь Пьяццетта ди Сан-Марко (обычно ее называют просто "Пьяццетта"), много раз воспетая писателями и поэтами, запечатленная на полотнах известными художниками. Ее обрамляют здания Дворца дожей и библиотеки - самого известного творения Сансовино. В честь ее создателя библиотеку часто называют Либрерия Сансовиниана. Уравновешенный и легкая архитектура библиотеки прекрасно сочетается со своеобразной монументальностью Дворца дожей. Оба здания перекликаются друг с другом аркадами, богатым скульптурным декором, нарядными ажурными карнизами, гармонично оформляя ?парадный вход" в город. В декабре 1545 года после катастрофы на строительстве библиотеки, когда обрушились сведения перекрытий, Сансовино был уволен с государственной службы, но в 1547 году его реабилитировали и восстановили в должности.

Наряду с библиотекой, со стороны набережной, возвышается построенный Сансовино Монетный двор - Ла Дзекка. На противоположной стороне канала отражается в воде ряд дворцов. Среди них - палаццо Корнер, построенное Сансовино в тридцатых годах на месте сгоревшего, древней постройки. В палаццо Корнер делла Ка-Гранде Сансовино делает шаг вперед в использовании композиционных приемов, сложившихся в процессе разработки типа итальянского ренессансного дворца, применительно к особенностям венецианского быта. Вместе с Санмикеле он находит впечатляющую монументальную форму для внешнего вида палаццо, сочетая ордерные членения, лоджии, руст и другие элементы с объемно-планировочной построением, типичной для жилья богатого венецианца.

Лоджетта в колокольне Собора Святого Марка

Лоджетта в колокольне - одно из лучших творений Сансовино. Она украшена по фасаду тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой. В спокойном ритме форм и в строгих пропорциях Лоджетты звучит гармония архитектуры Высокого Возрождения. В отделке удивительно красиво сочетаются различные оттенки мрамора розовые колонны, зеленоватые стены, желтые, обрамленные белым ниши. В скульптурном фризе расположены рельефы, изображающие аллегории Венеции и островов Кипра и Кандии. Бронзовые статуи в нишах, работы самого Сансовино, представляют Минерва, Аполлона, Меркурия и Мир, которые воплощают мудрость, гармонию, свойственные Венецианской Республике, ее приверженность к миру.

В Венеции мастер выполнил и многие другие скульптурно-декоративных произведений, в частности бронзовые двери сакристии собора ( 1540 -е годы), мраморную фигуру Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, бронзовую статую врача Т.Рангоне над входом в построенную Сансовино церковь Сан Джулиано (обе - 1554), монументального Марса и Нептуна на Лестнице гигантов Дворца дожей ( 1554 - 1556), надгробие дожа Ф. Веньера в церкви Сан-Сальвадоре ( 1556 - 1561; все три - мрамор).

В скульптурной творчества Сансовино живописность светотеневой моделировки органически сочетается с изящной экспрессией образного строя ("Вакх", мрамор, 1518, Национальный музей, Флоренция; 4 статуи на фасаде Лоджетты в Венеции, бронза, 1540 - 45; статуя медика Т. Рангони на фасаде церкви Сан-Джулиано в Венеции, бронза, 1554).

А вот что писал о творении мастера Вазари :

" "Но прекрасная, богатая и мощная сооружение Сансовино - Монетный двор в Венеции, сплошь из железа и камня, поскольку в нем нет ни куска дерева для полной безопасности от огня. А внутри он разделен настолько разумно и настолько удобно для обслуживания такого огромного количества рабочих, нигде на свете нет монетного двора, обладающий умнее планированием и большей прочностью. Весь он построен в очень красивом Рустованные ордере. Этот ордер, который к тому еще не применялся в этом городе, вызвал немалое удивление среди местных жителей. Также и в лагунах можно видеть построенную им церковь Санто-Спирито - произведение, полный красоты и нежности.

В самой Венеции фасад церкви Сан-Джиминьяно придает всей площади особый блеск, а Мерчерия - фасад церкви Сан-Джулиано. В церкви же Сан-Сальвадор примечательна богатейшая гробница дожа Франческо Веньеро. Построил он также на мосту Риальто через Гранд-канал новые сводчатые ряды с таким расчетом, что под ними почти ежедневно легко помещается целый рынок местных торговцев и всяких других людей, которые съезжаются в этот город ".

"

В 1568 году мастер перестал заниматься творческой практикой.

Сансовино умер в Венеции в 1570 году. Тело его с большими почестями был похоронен в его собственной капелле в церкви Сан-Джиминьяно.


Литература

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал