Якопо делла Кверча

Гранчата сооружение - Баптистерий (крещальне) во Флоренции.
Сиена, Пьяцца Кампо, "Источник радости"
Фонтан Гайя, Сиена
Базилика Сан Петронио с незаконченным главным фасадом

Якопо делла Кверча ( итал. Jacopo di Pietro d'Agnolo di Guarnieri 1374 - 1438) - известный итальянский скульптор переходного периода от средневековья до возрождения. Один из предшественников Микеланджело Буонарротти, который изучал произведения Якопо делла Кверча.


1. Биография

Будущий скульптор происходил из провинции. Поэтому никто не позаботился о создании его жизнеописания при жизни. Практически ничего не известно о ранних годах Якопо: неизвестны ни день и место его рождения, ни год. За год рождения условно принято дату 1374, хотя он скорее родился между 1371 и 1374 гг

Якопо делла Кверча - прозвище, по которому он и вошел в историю искусства (его настоящее имя - Якопо ди Пьетро дьАньоло ди Гварнери).

Лишь в середине 16 века Джорджо Вазари создал попытку воспроизвести жизнеописание Якопо делла Кверча. По известиями Вазари, Якопо родился в городе Кверчегросса, что неподалеку от города Сиена. Если это так, то понятно, откуда прозвище Кверча (хотя это может быть очередной выдумкой самого Вазари).

Отец, Пьетро дьАньоло из семьи Гварнери - имел отношение к ювелирства и резал из дерева. Поэтому первые художественные навыки Якопо получил от отца. В 1386 году сына перевезли в город Лукка, куда перебралась семья. В городе работал скульптор Антонио Пардини, по предположениям, молодой Якопо мог учиться в его мастерской. В 1394 г. Якопо бежал из Лукки, чтобы избежать преследований, потому совершил драку с громодянином города.

Скульптор умер в Сиене.


2. Творчество

2.1. Ранние произведения

1401 года - он участвовал в конкурсе на скульптурные украшения северных ворот баптистерия (крещальной) в городе Флоренция. По средневековой традиции крестить неофитов считалось целесообразным в отдельном помещении по-за собором. Эта практика известна и в ранние годы у православных в Византии и на Руси (Константинополь, крещальня церкви Св. Георгия в марганца, раскопана крещальня возле собора Спаса Преображения в Чернигове и др.).

Конкурс тогда выиграл Лоренцо Гиберти, проектные решения которого и удовлетворили придирчивое жюри. Якопо выполнил какие-то работы в соборе Флоренции, но в городе не удержался. В 1403 году он работал в городе Феррара, где выполнил из мрамора Мадонну с гранатом.

В 1406 - 1407 гг - Якопо выполнил закажите обладателя Лукки - Павла Джуниджы - и создал надгробие умершей жены обладателя Иларии дель Карретто (собор Сан Мартино, Лукка). Скульптор идет от древних образцов надгробий чиновников северной Европы - умерший лежит на крышке гроба в роскошных одеждах как во время сна. Но Якопо добавил в надгробие собачку хозяйки и путти-ангелочков с гирляндами. Крылья ангелов и роскошные гирлянды создали гармоничный декоративный ритм на боковых сторонах гроба, которого не знали готические образцы надгробий.


2.2. Фонтан в Сиене "Источник радости"

В 1409 году Якопо получил заказ на создание фонтана Гайя на центральной площади Сиены. Работы над созданием рельефов и скульптур для фонтана продолжались до 1419 года.

Фонтан был прямоугольный удлиненный бассейн, три стороны которого окаймлены мраморными панелями с рельефами. Центр был акцентирован фигурой мадонны с младенцем в окружении христианских добродетелей. Фигуры, сидели и нишах, спокойны и рассудительны. Одиночку каждая из них могла бы стать украшением десятка фонтанов или церковных фасадов. О влиянии готики напоминали декоратисни детали, комбинированные с ренессансно узорами. Панели, созданные делла Кверча, были сильно разрушены со временем. Оригиналы спрятали в музей.

В 1868 году панели с древними зарисовками возобновил итальянский скульптор Тито Саррокки ( 1824 - 1900), следуя стилистики неоренессанс.

Это не единственное произведение Кверча в Сиене. Он участвовал в создании рельефов и для крещальной купели в баптистерия теперь уже Сиены. Рельеф "Захария в храме" - настоящая картина ренессаннсного мастера, передана скульптурным способом: чем дальше от первого плана, тем меньше высота рельефа, что создает впечатление перспективы, которую так старательно изучают и развивают разные итальянские мастера кватроченто.


2.3. Рельефы в Болонье

Работа по заказу привела немолодого уже скульптора в город Болонья. Он получил Заказы на создание скульптурных украшений главного портала городского (готического за формами) собора. Скульптор уже завоевал уважение и признание, о чем свидетельствуют заказу известных религиозных общин и провинциальных чиновников. Но действительно мощные творческие потенции Якопо делла Кверча раскрылись в Болонье при создании небольших прямоугольных рельефов, предназначенных для украшения главного портала готической базилики. Их темы - Ветхий Завет. Скульптор работал с очень твердым Истрийского камнем, не способствовал созданию тонких деталей и мелочей. На рельефы работы делла Кверча это повлияло лучше: все композиции представлены обобщенно, а скульптор сосредоточился на главных событиях и фигурах, только намеки, знаки (как на иконах) подавая окружения.

Рельефы получили качестве непревзойденных композиций - формул. Даже цвет материала создавал впечатление бронзы или какого-то металла. Вертикальные пилястры с рельефами Якопо делла Кверча станут художественной школой для многих поколений художников и скульпторов Западной Европы, разойдутся миром в слепкам, рисунках, гравюрах, открытках, фото. Рельефы станут классическими образцами искусства Италии 15 века и Европы эпохи Возрождения.

  • Убийство Авеля

  • Жертвоприношение Авраама сыном, прекращено ангелом

  • Пьяный Ной и три сына

  • Бог создает Еву

  • Изгнание из Рая

  • Ноев ковчег


2.4. Избранные произведения

Панель фонтана Гайя, Сиена, центральная часть "Мадонна с младенцем и христианские добродетели"
Главный портал собора Сан Петронио, Болонья
  • участие в конкурсе на украшения северных ворот баптистерия, Флоренция
  • Мадонна с гранатом, мрамор, Феррара
  • надгробие Иларии дель Карретто, Лукка
  • надгробие Лоренцо Трента, 1416, базилика Сан Фредианo, Лукка
  • надгробие Елизаветы Онести, 1416, базилика Сан Фредианo, Лукка
  • Фонтан Гайя "Источник радости", Пьяцца Кампо, Сиена
  • рельефы купели для Баптистерия, Сиена
  • Мадонна с младенцем, Национальная галерея искусств, Вашингтон
  • Мадонна с младенцем, терракота, Лувр, Париж
  • Мадонна с младенцем, Государственный музей палаццо Тальески, Ангиари
  • скульптурный триптих ?Мадонна с младенцем, двумя святыми и ангелами", Музей Цивик, Болонья
  • надгробие Антонио Будриo, 1435, церковь Сан-Микеле в Боско, Болонья
  • скульптура Сан Петронио, Болонья
  • скульптура Сан Амброджо, Болонья
  • резной рельеф "Благовещение", дерево
  • резной алтарь для часовни собора Сан Фредиани, Лукка
  • рельефы главного портала собора Сан Петронио, Болонья
  • три скульптуры тимпан Катедраль в Болонье (Сан Петронио, Мадонна с младенцем, Сан Амброджо)
  • надгробие Антонио Галеаццо Бентивольо, ц-ва Сан-Джакомо Маджоре в Болонье

См.. также