Як-9
Як-9 - советский одномоторный самолет-истребитель Немецко-советской войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Был массовым советским истребителем Немецко-советской войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 г., всего было построено 16769 самолетов.
1. История создания
Як-9 стал закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1 и существовала возможность широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие трудности, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса топлива, или для оснащения самолета более мощным вооружением и разнообразнее спецоборудованием.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода немецко-советской войны. В середине 1944 самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других истребителей, находившихся на вооружении вместе взятых и они в значительной мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе № 153 достигал 20 самолетов в день.
Як-9 выпускался на трех крупных заводах (№ 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная с Сталинградской битвы. Все модификации истребителя имели отличные летно-технические характеристики, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.
Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВУЗ-61П был фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из которых: запас горючего и число бензобаков уменьшены в соответствии с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як -9 они отсутствовали) запас масла уменьшен с 50 до 26 ... 30 кг; сняты бомбодержатели для внешней подвески бомб.
Вооружение Як-9 было аналогичное Як-7ДИ - одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 патронов и один (левый) синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870 ... 2875 кг, что объяснялось в основном ниже культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А. С. Яковлева.
2. Модификации
Главной особенностью Як-9 была способность создавать на его основе самые разнообразные по назначению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчика, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.
Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, в Як-9 было две разновидности крыла, существенно отличались: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.
2.1. Як-9 с М-106ск
Опытный самолет, попытка улучшить характеристики Як-9 за счет установки более мощного двигателя М-106ск оснащенного односкоростной нагнетателем. Самолет вышел на испытания в октябре 1942 г. Однако двигатель работал неудовлетворительно и истребитель остался в единственном экземпляре.
2.2. Як-9 с М-107А
Самолет испытывался в декабре 1942 года. Перспективный двигатель М-107А при таких же габаритах как и М-105ПФ имел гораздо большую мощность, но оказался еще "сырым" и однажды из-за его отказа самолет потерпел аварию, в которой чуть не погиб летчик-испытатель П. М. Стефановский . Этот вариант Як-9 был изготовлен только в одном экземпляре.
2.3. Як-9Д
Эта модификация отличалась от базовой модели большим запасом топлива (ЯК-9 320 кг, ЯК-9Д 480 кг). Топливо размещалось не в двух баках как на ЯК-9, а в четырех: двух корневых по 208 л и двух консольных по 117 л. Максимальная дальность полета достигла 1400 км. Производство ЯК-9Д началось в марте 1943 г. (вместо ЯК-9) и продолжалось к маю 1944 Всего было изготовлено 3068 истребителей ЯК-9Д.
2.4. Как 9Т
На самолете в развале блока цилиндров двигателя М-105ПФ была установлена 37 мм пушка НС-37. Из-за большой длины пушки, кабину летчика сдвинули назад на 0,4 м, также было проведено усиление конструкции и агрегатов. Боезапас состоял из 30-32 патронов пушки НС-37 и 200-220 патронов синхронного пулемета УБ. Масса секундного залпа составляла 3,74 кг. 37-мм пушка позволила увеличить дистанцию открытия стрельбы для возбуждения боевого порядка бомбардировщиков 1000-1200 м; отдельно не маневренным бомбардировщикам 500-600 м. Як-9Т с успехом применялся для атаки наземных целей. Бронебойные снаряды с дистанции 500 м под углом 45 градусов пробивали броню толщиной 30 мм. Однако сильная отдача орудия приводила к тому, что в сторону цели шло только первые несколько снарядов. В отчете о военных испытаниях самолета отмечалось: "летчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода снайпером и уметь поражать самолет врага наверняка - с первого выстрела" [1]. В конце 1943 г. самолет использовался для борьбы с морскими целями противника на Черном море. В период с марта 1943 г. по июнь 1945 г. было построено 2748 самолетов Як-9Т.
2.5. Как 9ТД
Самолет Як-9Т с увеличенным запасом топлива, имел четыре бака как на Як-9Д. Выпускался в 1944 г.
2.6. Как 9К
Модификация Як-9Т на которой вместо 37 мм пушки НС-37 была установлена 45 мм пушка НС-45. Зазор между полым валом редуктора винта и стволом пушки, проходил сквозь него, составил лишь 0,75 мм. Для уменьшения силы отдачи, которая составляла 7 тс, ствол НС-45 обеспечили дульным тормозом. Но все же при стрельбе на небольших скоростях самолет разворачивало, а летчик чувствовал резкие толчки. Было рекомендовано вести стрельбу короткими очередями по 2-3 выстрела. Масса секундного залпа Як-9К достигла 5,53 кг. В апреле-июне 1944 г. построили серию Як-9К из 53 самолетов. За время войсковых испытаний истребителя провели 51 воздушный бой, в ходе которых было сбито 8 FW-190 A-8 и 4 BF-109 G (встреч с бомбардировщиками не было). Свои потери составили 1 Як-9К. Средний расход 45-ти мм патронов на сбитый самолет противника составил 10 штук. Как 9К не стали выпускать большой серией из-за ненадежности работы пушки НС-45.
2.7. Как 9П
Опытный вариант Як-9. Вместо синхронного 12,7 мм пулемета УБ на самолете была установлена 20 мм пушка ШВАК. Как 9П изготовлен в марте 1943 г.
3. Страны использовали Як-9
- Военно-воздушные силы Албании получили 12 самолетов в 1951 году.
- Военно-воздушные силы Болгарии
- Как 9ДД Джеймса Эрика Сторрара, командира 234 Sqn, RAF
- Военно-воздушные силы КНДР
- Военно-воздушные силы КНР
- Авиация Монгольской Народной Армии получила 34 самолета в начале июня 1945 года. Все самолеты были сняты с вооружения в 1954 году.
- Воздушные силы Польской Армии
- Военно-воздушные силы Польши использовали несколько самолетов с 1947 по 1953 год.
- Военно-морские силы Польши
- Трофейные, захваченные в Северной Корее
- Военно-воздушные силы Венгрии получили 120 единиц Як-9П в 1949 году. В Венгрии самолет называли "V?rcse" ( Пустельга).
- Arm?e de l'Air
- Эскадрилья Нормандия-Неман
- Военно-воздушные силы Югославии
4. Тактико-технические характеристики
- Источник: Медведь А.Н., 208, стр. 59, 88; Шавров, 1988.
ТТХ истребителей Як-9 | ||||||||
Як-9 | Як-9Д | Как 9ДД | Как 9Т | Как 9К | Как 9ПД | Как 9У | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | ||||||||
Экипаж | 1 | |||||||
Длина, м | 8,5 | 8,6 | 8,66 | 8,67 | 8,55 | |||
Размах крылья, м | 9,74 | 10,74 | 9,74 | |||||
Площадь крыла, м ? | 17,15 | 17,65 | 17,15 | |||||
Масса пустого, кг | 2200 | 2350 | 2346 | 2298 | 2291 | 2310 | 2512 | |
Масса нормальная взлетная, кг | 2873 | 3174 | 3276 | 3025 | 3028 | 2845 | 3204 | |
Масса топлива, кг | 322 | 486 | 630 | 330 | 475 | 320 | 380 | |
Двигатель | 1 ? М-105ПФ | 1 ? ВК-105ПФ | 1 ? М-105ПФ | 1 ? ВК-105ПФ | 1 ? М-105ПД | 1 ? М-107А | ||
Мощность, л.с. (кВт) | 1 ? 1180 (868) | 1 ? 1160 (853) | 1 ? 1500 (1103) | |||||
Летные характеристики | ||||||||
Максимальная скорость на высоте, км / ч (м) | 512 (0) 552 (1800) 577 (3900) | 535 (0) 567 (1659) 591 (3650) | 522 (0) 564 (1000) 584 (3900) | 533 (0) 574 (2100) 597 (3930) | 518 (0) 573 (3750) | 500 (0) 615 (8000) | 575 (0) 636 (2500) 672 (5000) | |
Посадочная скорость, км / ч | 130 | 143 | 145 | 144 | 142 | 130 | 140 | |
Практическая дальность, км | 848 | 1360 | 2285 | 735 | 598 | 575 | 675 | |
Практический потолок, м | 10750 | 9800 | 9400 | 10000 | 10000 | 13100 | 10650 | |
Продолжительность набора высоты 5000 м, мин | 5,1 | 6,1 | 6,8 | 5,5 | 6,5 | 5,3 | 5,0 | |
Продолжительность виража на 1000 м, с | 16-17 | 26 | 26 | 18-19 | 21-24 | 19 | 20 | |
Нагрузка на крыло, кг / м ? | 167 | 192 | 191 | 176 | 176 | 143 | 183 | |
Тягооснащенисть, Вт / кг | 306 | 272 | 263 | 283 | 283 | 334 | 350 | |
Разбег, м | 320 | 370 | 400 | 380 | 345 | 375 | 375 | |
Часы м | 485 | 550 | 500 | 500 | 455 | 460 | 530 | |
Вооружение | ||||||||
Пушечное | 1 ? 20 мм ШВАК 120 патр. | 1 ? 37 мм НС-37 30 патр. | 1 ? 45 мм НС-45 29 патр. | 1 ? 20 мм ШВАК 120 патр. | ||||
Пулеметное | 1 ? 12,7 мм УБС 200 патр. | фотоаппарата | 2 ? 12,7 мм УБС |
Примечания
- http://combatavia.info/index1yak9.html - combatavia.info/index1yak9.html
|
Истребители | |
И-5 | И-7 | И-14 | И-15 | И-152 | И-153 | И-16 | ДИ-6 | ИП-1 | МиГ-1 | МиГ-3 | Як-1 | Як-3 | Як-7 | Як-9 | ЛаГГ-3 | Ла-5 | Ла-7 | |
Бомбардировщики | |
Су-2 | Як-4 | СБ | Ар-2 | Пе-2 | Ту-2 | Ил-4 | Ер-2 | ТБ-3 | Пе-8 | |
Штурмовики | Самолеты учебные и тренировочные |
Ил-2 | Ил-10 | По-2 | В-5 | УТ-1 (самолет) | УТ-2 | В-3 |
Транспортные самолеты и Планеры | Самолеты разведки |
Р-5 | Р-10 (ХАИ-5) | По-2 | МБР-2 | Бе-4 | Ж-7 | |
Прототипы | |
И-28 (Как-5) | И-30 | И-180 | И-185 | И-250 | ИТР | ИС-1 | ГИС | БИ-1 | АНТ-58 |