Як-9

Як-9 - советский одномоторный самолет-истребитель Немецко-советской войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Был массовым советским истребителем Немецко-советской войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 г., всего было построено 16769 самолетов.


1. История создания

Як-9 стал закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1 и существовала возможность широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие трудности, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса топлива, или для оснащения самолета более мощным вооружением и разнообразнее спецоборудованием.

Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода немецко-советской войны. В середине 1944 самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других истребителей, находившихся на вооружении вместе взятых и они в значительной мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе № 153 достигал 20 самолетов в день.

Як-9 выпускался на трех крупных заводах (№ 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная с Сталинградской битвы. Все модификации истребителя имели отличные летно-технические характеристики, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.

Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВУЗ-61П был фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из которых: запас горючего и число бензобаков уменьшены в соответствии с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як -9 они отсутствовали) запас масла уменьшен с 50 до 26 ... 30 кг; сняты бомбодержатели для внешней подвески бомб.

Вооружение Як-9 было аналогичное Як-7ДИ - одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 патронов и один (левый) синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870 ... 2875 кг, что объяснялось в основном ниже культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А. С. Яковлева.


2. Модификации

Главной особенностью Як-9 была способность создавать на его основе самые разнообразные по назначению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчика, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.

Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, в Як-9 было две разновидности крыла, существенно отличались: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.


2.1. Як-9 с М-106ск

Опытный самолет, попытка улучшить характеристики Як-9 за счет установки более мощного двигателя М-106ск оснащенного односкоростной нагнетателем. Самолет вышел на испытания в октябре 1942 г. Однако двигатель работал неудовлетворительно и истребитель остался в единственном экземпляре.

2.2. Як-9 с М-107А

Самолет испытывался в декабре 1942 года. Перспективный двигатель М-107А при таких же габаритах как и М-105ПФ имел гораздо большую мощность, но оказался еще "сырым" и однажды из-за его отказа самолет потерпел аварию, в которой чуть не погиб летчик-испытатель П. М. Стефановский . Этот вариант Як-9 был изготовлен только в одном экземпляре.

2.3. Як-9Д

Як-9Д

Эта модификация отличалась от базовой модели большим запасом топлива (ЯК-9 320 кг, ЯК-9Д 480 кг). Топливо размещалось не в двух баках как на ЯК-9, а в четырех: двух корневых по 208 л и двух консольных по 117 л. Максимальная дальность полета достигла 1400 км. Производство ЯК-9Д началось в марте 1943 г. (вместо ЯК-9) и продолжалось к маю 1944 Всего было изготовлено 3068 истребителей ЯК-9Д.


2.4. Как 9Т

Как 9Т

На самолете в развале блока цилиндров двигателя М-105ПФ была установлена ​​37 мм пушка НС-37. Из-за большой длины пушки, кабину летчика сдвинули назад на 0,4 м, также было проведено усиление конструкции и агрегатов. Боезапас состоял из 30-32 патронов пушки НС-37 и 200-220 патронов синхронного пулемета УБ. Масса секундного залпа составляла 3,74 кг. 37-мм пушка позволила увеличить дистанцию ​​открытия стрельбы для возбуждения боевого порядка бомбардировщиков 1000-1200 м; отдельно не маневренным бомбардировщикам 500-600 м. Як-9Т с успехом применялся для атаки наземных целей. Бронебойные снаряды с дистанции 500 м под углом 45 градусов пробивали броню толщиной 30 мм. Однако сильная отдача орудия приводила к тому, что в сторону цели шло только первые несколько снарядов. В отчете о военных испытаниях самолета отмечалось: "летчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода снайпером и уметь поражать самолет врага наверняка - с первого выстрела" [1]. В конце 1943 г. самолет использовался для борьбы с морскими целями противника на Черном море. В период с марта 1943 г. по июнь 1945 г. было построено 2748 самолетов Як-9Т.


2.5. Как 9ТД

Самолет Як-9Т с увеличенным запасом топлива, имел четыре бака как на Як-9Д. Выпускался в 1944 г.

Как 9К

2.6. Как 9К

Модификация Як-9Т на которой вместо 37 мм пушки НС-37 была установлена ​​45 мм пушка НС-45. Зазор между полым валом редуктора винта и стволом пушки, проходил сквозь него, составил лишь 0,75 мм. Для уменьшения силы отдачи, которая составляла 7 тс, ствол НС-45 обеспечили дульным тормозом. Но все же при стрельбе на небольших скоростях самолет разворачивало, а летчик чувствовал резкие толчки. Было рекомендовано вести стрельбу короткими очередями по 2-3 выстрела. Масса секундного залпа Як-9К достигла 5,53 кг. В апреле-июне 1944 г. построили серию Як-9К из 53 самолетов. За время войсковых испытаний истребителя провели 51 воздушный бой, в ходе которых было сбито 8 FW-190 A-8 и 4 BF-109 G (встреч с бомбардировщиками не было). Свои потери составили 1 Як-9К. Средний расход 45-ти мм патронов на сбитый самолет противника составил 10 штук. Как 9К не стали выпускать большой серией из-за ненадежности работы пушки НС-45.


2.7. Как 9П

Опытный вариант Як-9. Вместо синхронного 12,7 мм пулемета УБ на самолете была установлена ​​20 мм пушка ШВАК. Как 9П изготовлен в марте 1943 г.

3. Страны использовали Як-9

Албания Албания
  • Военно-воздушные силы Албании получили 12 самолетов в 1951 году.
Болгария Болгария
  • Военно-воздушные силы Болгарии
Великобритания Великобритания
  • Как 9ДД Джеймса Эрика Сторрара, командира 234 Sqn, RAF
КНДР КНДР
  • Военно-воздушные силы КНДР
КНР КНР
  • Военно-воздушные силы КНР
Монголия Монголия
  • Авиация Монгольской Народной Армии получила 34 самолета в начале июня 1945 года. Все самолеты были сняты с вооружения в 1954 году.
Польша Польша
СССР СССР
США США
  • Трофейные, захваченные в Северной Корее
Венгрия Венгрия
Франция Франция
Югославия Югославия
  • Военно-воздушные силы Югославии

4. Тактико-технические характеристики

  • Источник: Медведь А.Н., 208, стр. 59, 88; Шавров, 1988.
ТТХ истребителей Як-9
Як-9 Як-9Д Как 9ДД Как 9Т Как 9К Как 9ПД Как 9У
Технические характеристики
Экипаж 1
Длина, м 8,5 8,6 8,66 8,67 8,55
Размах крылья, м 9,74 10,74 9,74
Площадь крыла, м ? 17,15 17,65 17,15
Масса пустого, кг 2200 2350 2346 2298 2291 2310 2512
Масса нормальная взлетная, кг 2873 3174 3276 3025 3028 2845 3204
Масса топлива, кг 322 486 630 330 475 320 380
Двигатель 1 ? М-105ПФ 1 ? ВК-105ПФ 1 ? М-105ПФ 1 ? ВК-105ПФ 1 ? М-105ПД 1 ? М-107А
Мощность, л.с. (кВт) 1 ? 1180 (868) 1 ? 1160 (853) 1 ? 1500 (1103)
Летные характеристики
Максимальная скорость на высоте, км / ч (м) 512 (0)
552 (1800)
577 (3900)
535 (0)
567 (1659)
591 (3650)
522 (0)
564 (1000)
584 (3900)
533 (0)
574 (2100)
597 (3930)
518 (0)
573 (3750)
500 (0)
615 (8000)
575 (0)
636 (2500)
672 (5000)
Посадочная скорость, км / ч 130 143 145 144 142 130 140
Практическая дальность, км 848 1360 2285 735 598 575 675
Практический потолок, м 10750 9800 9400 10000 10000 13100 10650
Продолжительность набора высоты 5000 м, мин 5,1 6,1 6,8 5,5 6,5 5,3 5,0
Продолжительность виража на 1000 м, с 16-17 26 26 18-19 21-24 19 20
Нагрузка на крыло, кг / м ? 167 192 191 176 176 143 183
Тягооснащенисть, Вт / кг 306 272 263 283 283 334 350
Разбег, м 320 370 400 380 345 375 375
Часы м 485 550 500 500 455 460 530
Вооружение
Пушечное 1 ? 20 мм ШВАК
120 патр.
1 ? 37 мм НС-37
30 патр.
1 ? 45 мм НС-45
29 патр.
1 ? 20 мм ШВАК
120 патр.
Пулеметное 1 ? 12,7 мм УБС
200 патр.
фотоаппарата 2 ? 12,7 мм УБС

Примечания

  1. http://combatavia.info/index1yak9.html - combatavia.info/index1yak9.html
Самолеты ГКБ им.Яковлева
Истребители / Перехватчики
Як-1 ? Як-3 ? Як-7 ? Як-9 ? Як-15 ? Как-17 ? Як-23 ? Як-25 ? Как-27 ? Як-28 ? Як-141
Штурмовики
Специальные
Бомбардировщики
Как-2 ? Як-4 ? Как-26 ? Як-28
Транспортные самолеты
Как-6 ? Как-8
Пассажирские самолеты
Экспериментальные
АИР ? Как-19 ? Як-25 (1947) ? Как 30 (1948) ? Как-35 ? Как-36 ? Як-50 (1949) ? Как-43 ? Как-201 ? Альбатрос ? ВВП-6 ? Как 7Р
Тренировочные и спортивные самолеты
УТ-1 ? УТ-2 ? Як-11 ? Як-18 ? Як-18Т ? Как 21Т ? Как 30 (1960) ? Как-32 ? Як-50 ? Як-52 ? Как-54 ? Як-55 ? Як-130
Многоцелевые самолеты
Як-12 ? Как-48 ? Как-58 ? Как-112
Планеры
Как-14
Беспилотные
Шмель-1 ? Пчела-1Т ? Жаворонок-1 ? Жаворонок-2 ? Прорыв ? Как 133БР
Вертолеты
ЭГ ? Как-24 ? Как-60 ? Как-100
Website: www.yak.ru - www.yak.ru////
Red star.svg Самолеты советских ВВС времен Второй мировой войны Russian Air Force branch insignia.svg
Истребители

И-5 | И-7 | И-14 | И-15 | И-152 | И-153 | И-16 | ДИ-6 | ИП-1 | МиГ-1 | МиГ-3 | Як-1 | Як-3 | Як-7 | Як-9 | ЛаГГ-3 | Ла-5 | Ла-7

Бомбардировщики

Су-2 | Як-4 | СБ | Ар-2 | Пе-2 | Ту-2 | Ил-4 | Ер-2 | ТБ-3 | Пе-8

Штурмовики Самолеты учебные и тренировочные

Ил-2 | Ил-10

По-2 | В-5 | УТ-1 (самолет) | УТ-2 | В-3

Транспортные самолеты и Планеры Самолеты разведки

Ли-2 | Щ-2 | А-7 | Г-11 | КЦ-20

Р-5 | Р-10 (ХАИ-5) | По-2 | МБР-2 | Бе-4 | Ж-7

Прототипы

И-28 (Как-5) | И-30 | И-180 | И-185 | И-250 | ИТР | ИС-1 | ГИС | БИ-1 | АНТ-58