Надо Знать

добавить знаний



Ян Сибелиус


Сибелиус Ян

План:


Введение

Ян Сибелиус ( фин. Jean Sibelius * 8 декабря 1865 - ? 20 сентября 1957) - финский композитор.


1. Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Гямеенлинни (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотте Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, берущие начало от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорского университета в Хельсинки - и его не привлекала профессия юриста: вскоре он перешел к Музыкального института, где стал ярким учеником М.Вегелиуса. Многие его ранних произведений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки в А.Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у К.Гольдмарка и Р.Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была выполнена симфоническая поэма Куллерво (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъема, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был известный генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

По Куллерво пошли симфоническая поэма Сказка (En Saga), ор. 9 ( 1892); сюита Карелия (Karelia), ор. 10 и 11 ( 1893) Весенняя песня (Vrsng), ор. 16 ( 1894) и сюита Лемминкяйнен (Lemminkissarja), ор. 22 ( 1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижер и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик К. Т. Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки ( 1899). В этом жанре композитор написал еще 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус завоевал именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, например, "Дочь Севера" (Pohjolan tyt?r), "Ночная скачка и восход солнца" (Nattlig ritt och soluppgang), "Туонельський лебедь" (Tuonelen joutsen) и "Тапиола" (Tapiola).

Ян Сибелиус.
Портрет работы Аксели Галлен-Каллела

Большинство произведений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма "Финляндия" (Finlandia) ( 1899) и Смутное вальс (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора А.Ярнефельта Смерть (Kuolema) пьеса была впервые поставлена ​​в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучали у него на родине, но за ее пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешал языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра еще более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой Тапиола, ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось, однако ожидания не воплотились. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в частности масонскую музыку и песни.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903 - 1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океанид (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие известные английские писатели, как роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди ярых сторонников Сибелиуса в США - О.Даунс, музыкальный критик "Нью-Йорк Таймс", и С.Кусевицкий, дирижер Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим "любимым симфонистом".

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не сделал прямого влияния на композиторов следующего поколения. Однако в наши дни обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Е.Елгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Еще при жизни Сибелиус удостоился так, как чествовали лишь некоторых художников. Достаточно вспомнить многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль "Неделя Сибелиуса?. В 1939 "Альма-матер" композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Именем этого композитора назван популярный нотный редактор - Sibelius, а также астероид 1405 Sibelius. Умер Сибелиус в Ярвенпя 20 сентября 1957.


2. Основные произведения


3. Музыкальные фрагменты


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам