Надо Знать

добавить знаний



Boeing 747


Jal.747.newcolours.arp.750pix.jpg

План:


Введение

Боинг 747 - первый в мире широко фюзеляжный далеко магистральный пассажирский авиалайнер, выпускаемый американской компанией Boeing, часто называется "Джамбо Джет" ( англ. Jumbo Jet ), Или просто "747". Первый полет состоялся 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжелым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 35 лет, до появления A380, первый полет которого состоялся в 2005 году.

Чотиридвигуновий Boeing 747 имеет двухпалубные конфигурацию, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Boeing 747 представлен пассажирским, грузовым и другими вариантами. Верхняя палуба сконструирована таким образом, чтобы увеличить количество пассажирских мест и при необходимости переоборудовать в грузовой, убрав сиденья и установив передние грузовые двери. Боинг надеялся, что 747-й станет сверхзвуковым самолетом, но достичь этих показателей не удалось. Наконец, Боинг надеялся, что такие самолеты нужны на рынке [2]. Самолет является одним из самых узнаваемых самолетов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелеты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелет из Лондон в Сидней, преодолев 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.


1. История

1.1. Предпосылки

Boeing 747-100 Iran air

В 1963 году ВВС США начали серию научных исследований на очень большой стратегический транспортный самолет. Несмотря на то, что на вооружении военных был уже Lockheed C-141 Starlifter, им нужен был еще больший самолет, особенно для перевозки грузов, не помещались в один существующий самолет. В марте 1964 года CX-Heavy Logistics System установила такие требования для нового самолета - загрузка 81,600 кг, скорость Мах - 0,75 (805 км / ч). Максимальное расстояние полета должна составить 9200 км. Размеры самолета со всеми дверями должны составлять 5 м в ширину, 4 м высоты и 30 м в длину [3].

В то время считалось, что эти самолеты будут вытеснены сверхзвуковыми гигантами. Поэтому Б.-747 разрабатывался как грузопассажирский самолет, позже планировалось полностью переделать их на грузовые. Кабину экипажа специально разместили на верхней палубе, чтобы превратить нос самолета на грузовой аппарель. Корпорация планировала выпустить на рынок 400 самолетов Б.-747, но 1993 года было выпущено тысячный экземпляр. Лишь в 2000 -е годы продажу этих самолетов начал падать.

Строительство этих самолетов было связано с трудностями. Имеющиеся заводы Боинга не имели мощностей для строительства таких самолетов, поэтому домом для нового семейства самолетов стал новый завод в городке Еверлетт в штате Вашинтон.

Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности - JT9D, первоначально использовался исключительно на Б.747. С целью повышения безопасности были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, что позволило использовать самолет на полосах стандартной длины.

Для получения сертификата летной годности на испытаниях самолета корпорация разработала необычный устройство, получившее название "Фургон Уоддела" в честь летчика-испытатель Джека Уоддела. Он состоял из кабины самолета, установленной на грузовом автомобиле. Тренажер был предназначен для обучения пилотов рулежке с высокого положения кабины.

Boeing пообещал предоставить первый самолет Pan American в 1970 году, то есть пройти все формальности надо было 4 года. Работа продолжалась довольно быстро, однако строительство завода и первой партии самолетов поставили компанию на край банкротства. Тем не менее, колоссальный доход от продажи 747-го покрыл все расходы корпорации.


1.2. Эксплуатация

Два Боинга 747-400 авиакомпании Air France

Сначала крупные компании относились к новому самолету скептически. Крупные компании, такие как Макдонелл-Дуглас, позже поглощенная Боингом и Локхид разработали трьохмоторни самолеты меньших размеров. Большинство экспертов считали, что "747" не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и ​​будет не так экономичен, как трехмоторный McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, высказывались опасения, что Б.-747 может не соответствовать инфраструктуре аэропортов. Сейчас с подобными проблемами сталкивается Airbus A380.

Беспокойство перевозчиков вызвала большой расход топлива 747-м. Некоторые авиакомпании сразу объявили, что не будут покупать Б.-747, чтобы не повышать цены на билеты.

Топливный кризис 1970 -х годов вызвала рост цен на нефть и сокращение авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с нерентабельностью Б.-747 - из-за высокой стоимости билета самолеты летали полупустые. Некоторые авиакомпании для привлечения пассажиров устанавливала вместо сидений пианино и барные стойки, однако эти меры не помогли. Через некоторое время рынок заполонили другие широкофюзеляжные самолеты - McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767. Многие перевозчики отказались от 747-го в пользу новых самолетов. Среди них - Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.

Многие авиакомпании продолжают эксплуатацию этих самолетов на особо загруженных маршрутах. В Азии Боинг-747 используется на средних и ближних маршрутах, особенно в Японии. 747 частью все же используют на дальнемагистральных трансконтинентальных линиях. Наибольший флот этих самолетов у национального перевозчика Японии Japan Air - 73 самолетов. В Украине Боинг-747 не эксплуатируется.


1.3. Будущее

После создания модификации 747-400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолета, но принято было лишь версия 747-8 2005 года.

Программа 747-Х была запущена в ответ на европейскую программу Airbus A3XX. Этот проект предусматривал создание самолетов Боинг 747-500х и 747-600х, вмещающих до 800 пассажиров. Корпорация General Electric и Пратт & Уитни даже создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200, предназначенных для увеличения Б.-747. Однако крупные авиакомпании решили, что лучше создать принципиально новый самолет, чем модифицировать старый. За несколько месяцев проект был закрыт.

После запуска программы А380 Airbus Боинг снова взяввся за разработку проекта 747-Х, однако позже отказался в корристь "Sonic Cruiser" - проект субзвукового пассажирского самолета. Затем проект законсервировали в пользу Boeing-787. Впрочем, некоторые идеи наработанные в ходе программы 747-Х, воплотились в самолете 747-400ER.

В начале 2004 года корпорация объявила о создании удлиненной версии 747-400 - 747 "Advanced". Его предполагалось оснастить новой авионикой, подобной авионики Боинга-787. 14 ноября 2005 "Боинг" объявил о начале проекта, и самолет получил название Боинг 747-8.Авиакомпании заказали 33 пассажирских и 76 грузовых самолетов. Среди пассажирских всего заказали Lufthansa (20 машин), Korean Air (5 машин) и американская Boeing Business Jet (8 машин). Более вызвали интерес грузовые 747-8. Их заказали 8 перевозчиков, среди которых Dubai Aerospace Enterprise (15 самолетов), Nippon Cargo Airlines (14 самолетов), Cargolux (13 самолетов), а также русский Волга-Днепр (5 самолетов).

Последний пассажирский самолет Boeing 747-400 был предоставлен тайваньской компании China Airlines) в апреле 2005 года [4]. В дальнейшем из ангаров завода выходили только грузовые ?Джамбо Джеты". Продажа самолетов Боинг 747 сокращается. Последней надеждой возродить престиж 747-го может стать новый самолет 747-8, первые экземпляры которого поступят в авиакомпании уже в конце этого года. [5]


2. Модификации

2.1. 747-100

Boeing-747-100 был первым самолетом серии, и получил прозвище Jumbo. Всего было построено 250 самолетов этой модификации [6], из них 167 самолетов были базовым вариантом, 45 - SP, 29 - SR и 9 - 100В. Последний самолет был модификации 100SR и был отправлен 1986 года Japan Airlines.

Основная модификация самолета называлась 747-100. Первый самолет был построен 2 сентября 1968 года. Первый полет был выполнен 9 февраля 1969, а 1 января 1970 года компания Pan American выполнила новым самолетом первый коммерческий рейс. В Европе первой авиакомпанией, которая заинтересовалась новым самолетом, стала Lufthansa, получившая три самолета этой модели. Базовый вариант самолета имел дальность полета 7200 км. На первых самолетах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Впоследствии верхняя палуба была полностью переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 человек. Последний экземпляр базового варианта самолета был предоставлен Pan American 2 июля 1976 года. Некоторые Б. 747-100 были переоборудованы в грузовые 747-100SF.

Boeing 747SR (SR с англ. - Маленькое расстояние) - самолет, предназначенный для недалеких перелетов. У этого самолета меньший расход топлива, зато пассажировместимость достигла 500, а впоследствии - 550 пассажиров. Кроме того, в 747SR улучшенная конструкция фюзеляжа. Позднее, модификация SR появилась и у Б. 747-300. Сейчас эти самолеты используются преимущественно на внутренних японских линиях. Один из самолетов летал в Японии, является носителем спейс-шаттла NASA.

Модификация 747SP была разработана в 1976 году. Этот самолет должен создать конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, что из-за своих размеров Боинг был нерентабелен на маршрутах со средним загрузки и проигрывал на них Дугласа и Локхид. Разработка Боинга 737 и 747 заняла у компании много средств, поэтому в Боинга не было возможности создать принципиально новый самолет. Вместо этого в Б. 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолета специально для маршрутов.

Максимальная дальность полета составила 10500 км на крейсерской скорости 980 км / час. Кроме того, у самолета увеличена площадь поверхности закрылок и киля. 747SP брал на борт до 220 пассажиров.

До появления Airbus A340 747SP имел наибольшую дальность полета среди пассажирских самолетов среди трансокеанских операторов American Airlines, Qantas, Pan American. Но несмотря свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Всего самолетов этой модификации. Большинство из них эксплуатируются на Ближнем Востоке. Один самолет был построен в астрономическую обсерваторию SOFIA. На нем расположен телескоп диаметром 2,5 м.

Boeing 747-100B отличался усовершенствованной системой управления и шасси. Первым замовиком самолетов этого типа стала Iran Air, которая получила первый самолет в 1979 году. Последние 8 самолетов этой модификации были проданы Saudi Arabian Airlines.


2.2. 747-200

Boeing 747-200

Представленный в 1971 году и позже усовершенствованный 747-200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлетную массу, что позволило увеличить расстояние полетов. Первые 747-200 имели 3 иллюминатора на верхней палубе, однако впоследствии Боинг отказался от такой схемы, заменив десяти илюминаторною палубой. В последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х годов, дальность полета была доведена до 10800 км. На основе самолета были разработаны версии самолетов для ВВС США - 3 ПКП Е-4А, 1 Е-4В и 2 самолета VC25A для обслуживания президентов США.

Boeing 747-200C и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. Первый рассчитан на перевозку или грузов или пассажиров. версия 747-200F - исключительно грузовой самолет. Модификация "Комби" может перевозить грузы и пассажиров одновременно. Как и предшественники 747-100, большинство самолетов этого типа были переоборудованы в грузовые.

Boeing 747-200B - версия самолета с мощными двигателями и большим запасом топлива.


2.3. 747-300

Boeing 747-300 задумывался как трьохмоторна версия Боинга 747SP, однако от такого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую ​​модель. Поэтому обозначение 747-300 было присвоено самолету который был выпущен в 1980 году. На этом самолете была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На его основе разработаны модели 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Особенностью, отличала самолет, стали прямые лестницы, соединявшие палубы. Максимальное расстояние полетов увеличилось до 12,4 тыс. км.

Среди авиакомпаний, эксплуатирующих эти самолеты - Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, Трансаэро и Thai Airways.


2.4. 747-400

Boeing 747-400 авиакомпании Lufthansa

Эта модель самолета является новой и популярной, что выпускается и поныне. У этого самолета добавлены законцовки крыльев, но их нет у самолетов, которые летают Японией. Кабина пилота была оснащена новой авионикой, что позволило убрать бортинженера. Также корпорация усовершенствовала двигатели, установленные топливные баки в хвостовой части. Эксплуатируется самолет с 1989 года.

Boeing 747-400 на 25% економичнчише и в два раза тише чем 747-100. Разработаны варианты 747-400М, 747-400F, 747-400SF. Специально разработанный для внутренних линий Японии 747-400D до 2005 года удерживал рекорд пассажировместимости, помещая на борту 594 пассажира. С 2005 года рекорд перешел к Airbus A380, который способен вместить до 853 пассажира. Существует и версия с удлиненной расстоянием полета 747-400ER.


2.5. 747-8

8 февраля 2010. Первый полет Boeing-747-8R7F

Удлиненная на 5,5 м транспортная версия 747-400, максимальная масса 442 тонны, на 16% больше оригинала (но на 16% меньше, чем у А380-800). Первый испытательный полет самолета состоялся 8 февраля 2010 года с аэродрома Пэйн-Филд (Еверлетт, штат Вашингтон), с годовым отставанием от графика. Первые грузовые самолеты поднимутся в небо уже в июле, а пассажирские - в последнем квартале 2011 года.

Салон пассажирского самолета Boeing 747-8 Intercontinental, представленный в феврале 2011 года, способный вместить 467 пассажиров. Сообщается, что эта модель экономичнее предыдущих [7]


2.6. Специальный грузовой вариант

Boeing 747LCF с надписью "Dreamlifter" на фюзеляже

В октябре 2003 года Boeing объявил, что через значительное время морских перевозок детали для нового Boeing 787 будут доставляться воздухом. Для этого планировалось превратить 747-400 в грузовой самолет с открытым фюзеляжем типа Airbus Beluga для перевозки крыльев фюзеляжа. Модернизацию планируется провести на Тайване.

Благодаря 747LCF (Large Cargo Freighter) транспортировать крыла для Боинга 787, что вироболяеться в Японии можно будет за один день.


3. Силовые установки

  • Boeing 747-100
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7A
  • Boeing 747-200/300
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2
  • 4 Rolls-Royce RB211-524D4
  • 4 General Electric CF6-50E2
  • Boeing 747-400
  • 4 Пратт & Уитни PW4062
  • 4 Rolls-Royce RB211-524H
  • 4 General Electric CF6-80C2B5F
  • Boeing 747-8
  • 4 General Electric GEnx

4. Технические характеристики

Характеристика 747-100 (начальная версия) 747-400ER 747-8
Длина 70,7 м 70,7 м 76,4 м
Размах крыла 59,6 м 64,4 м 68,5 м
Высота 19,3 м 19,4 м 19,4 м
Площадь крыла 511 м ? 541 м ? ?
Вес пустого самолета 162,4 т 180,8 т 276,7 т
Максимальный взлетный вес 340,2 т 412,8 т 435,4 т
Крейсерская скорость 0,84 М 0,855 М 0,855 М
Максимальная скорость 0,89 М 1150 км / ч 1150 км / ч
Расстояние с максимальной нагрузкой 9800 км 14 205 км 14 815 км
Запас топлива 183 380 л 241 140 л 227 600 л
Расход топлива с максимальной нагрузкой 20,3 л / км 17,0 л / км 15,4 л / км
Объем груза 170,6 м ? (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) 158,6 м ? (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) 275,6 м ? (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s)
Количество пассажиров 452 (2 класса)
366 (3 класса)
524 (2 класса)
416 (3 класса)
467 (3 класса)
Силовая установка 4 ? Пратт & Уитни JT9D 4 ? General Electric CF6-80 4 ? General Electric GEnx-2B67
Тяга двигателей (4х) 222,4 kN 281,1 kN 296,0 kN
Экипаж 3 2 2

5. Интересные факты

  • Boeing 747-400 состоит из 6 млн. деталей, производимых в 33 странах. Половина из них - крепления.
  • Один двигатель Боинга 747 имеет тягу, кратную 4 двигателя Боинга 707.
  • Boeing 747 может взлететь и долететь до аэропорта назначения на трех двигателях.
  • Во время операции "Соломон" 24 мая 1991 года Boeing 747 авиакомпании El Al перевез за один раз 1100 пассажиров.

Примечания

  1. 747 Model Orders and Deliveries data. - Report
  2. Orlebar 2002, p. 50.
  3. Norton 2003, pp. 5-12.
  4. Aviationexplorer.com. "Boeing 747 Airliner Facts, History, Dates, Pictures and more ..." - www.aviationexplorer.com/747_facts.htm . http://www.aviationexplorer.com/747_facts.htm - www.aviationexplorer.com/747_facts.htm . Проверено 1 апреля 2010 .
  5. www2.tbo.com/news/nation-world/2011/may/01/MENEWSO20-airports-prepare-for-biggest-747-ar-203647 /
  6. Fast Facts: Boeing 747 - www.boeing.com/news/feature/sevenseries/747.html (Англ.)
  7. Компания Boeing выпустила длинный пассажирский лайнер - www.ticketline.ru/news/472bbaba-64ab-4a1d-a0b6-72bbc58b30cd

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам