Надо Знать

добавить знаний



HMS Arethusa (26)


Легкий крейсер

План:


Введение

HMS "Аретьюза" (26) ( англ. HMS Arethusa (26) - военный корабль, главный в серии легких крейсеров типа "Аретьюза" Королевского военно-морского флота Великобритании.

HMS "Аретьюза" (26) был заложен 25 января 1933 на верфи Chatham Dockyard, Джилингам ( Великобритания) и спущен на воду 6 марта 1934. В состав Королевского ВМС крейсер вошел 23 мая 1935.


1. История

1.1. Первые операции

Сразу после введения в строю корабль был направлен на Средиземное море, где бессменно находился до сентября 1939 года в составе 3-й эскадры крейсеров. Война, начавшаяся заставила отложить запланированный ремонт и перевооружение крейсера, поэтому он оказался единственным, сохранившим первоначальный комплект зенитного вооружения.

В декабре 1939 года "Аретьюза" вместе с легкими крейсерами ее класса "Пенелопой" и "Галатеи" была отозвана из Средиземноморского театра. С четверки однотипных кораблей в составе Флота метрополии сформировали 2-ю эскадру крейсеров, которая использовалась главным образом для перехвата немецких Пробойник блокады и прикрытия конвоев, следующих по маршруту Метил- Берген. В феврале "Аретьюза" во главе дивизиона эсминцев принимала участие в поисках судна снабжения "Альтмарк" у берегов Скандинавского полуострова.

В ходе Норвежской кампании, начавшейся вскоре, крейсер в основном участвовал в обеспечении воинских перевозок. 18 апреля, во взаимодействии с другими кораблями, он доставил в Ондальснес пехотную бригаду, 22-го - наземный персонал Королевских ВВС с необходимыми материалами для строительства аэродрома. Однако вскоре англичанам пришлось приступить к эвакуации своих контингентов. В ночь на 1 мая с Ондальснеса было вывезено 2200 человек. Походы к берегам Норвегии осуществлялись под постоянной угрозой атак со стороны немецкой авиации, но "Аретьюзе" удалось избежать повреждений.

8 мая крейсер был передан в распоряжение Норск военно-морского командования. 11 мая он сопровождал суда, перевозившие из Еймейдена в английские порты золотой запас Голландии, две недели спустя оказывал огневую поддержку отступающим сухопутным войскам в районе Кале, а позже участвовал в эвакуации портов французского атлантического побережья.

Крах и выход Франции из войны обострили положение Британской империи на Средиземном море. В ответ англичане организовали формирования Соединение "Н" для действий в Западном Средиземноморье. 28 июня "Аретьюза" под флагом командующего соединения - вице-адмирала Джеймса Сомервилль - прибыла в Гибралтара. Кроме нее в состав соединения вошли линейный крейсер "Худ", линкоры "Велиент" и "Резолюшн" авианосец "Арк Ройял", легкий крейсер "Энтерпрайз" и 11 эскадренных миноносцев.

Первой акцией гибралтарской эскадры стала печально известная операция "Катапульта" - удар по французскому флоту в Мерс-эль-Кебир. 8-10 июля Соединение "Н" осуществило боевой поход к берегам Сардинии, а в первых числах августа провело операцию "Харри" по доставке истребителей на Мальту.

Пребывание на Средиземном море оказалось недолгим. Вскоре "Аретьюза" вернулась на родную верфь в Чатеме, где 17 августа по 30 сентября на ней осуществлялся ремонт. После этого легкий крейсер находился в составе флота метрополии, участвовал в патрулировании Фареро-Исландского прохода, прикрывал атлантические конвои - в общем, нес незаметную, но очень полезную службу. Между апрелем и июнем 1941 года на нем разместили две установки реактивных снарядов UP четыре автоматических установки "Эрликон" (парами в районе второй трубы и батареи зенитных орудий).

Тревожная весть о выходе в море "Бисмарка" застала "Аретьюзу" в Скапа-Флоу, откуда поздно вечером 22 мая она была направлена ​​на поддержку крейсерам "Бирмингем" и "Манчестер" в Фареро-исландском проходе. К разочарованию экипажей этих кораблей, немецкое соединение прошло вне зоны их патрулирования.


1.2. Рейд на Мальту

Летом 1941 года положение осажденной Мальты оставалось тяжелым: оборона острова требовала топлива, боеприпасов и снаряжении. Пользуясь уходом немецкой авиации с Западного Средиземноморья, британское руководство решило провести на остров долгожданный конвой. К нему вошли 7 транспортов, на котором находилось 5 000 солдат и 50 тыс. т различных грузов. Суда вышли из метрополии под охраной соединения "Х" вице-адмирала Сифрета ( линкор "Нельсон", крейсера "Аретьюза", "Эдинбург", "Манчестер", быстроходный минный заградитель "Менксмен" и 8 есминцев). В Гибралтаре к ним присоединилось Соединение "Н" (линейный крейсер "Ринаун" авианосец "Арк Ройял", легкий крейсер "Хермиони", 8 эсминцев). Командование операцией, получившей кодовое наименование "Сабстенс", принял адмирал Сомервилль.

21 июля конвой вышел из Гибралтара, при этом военный транспорт "Лейнстер" сел на мель и был вынужден вернуться.

Артиллерийская поддержка кораблями союзников высадки морского десанта на побережье Нормандии. Позиция легкого крейсера "Аретьюза" в ходе высадки десанта (на правом фланге) обозначена красной точкой. Операция "Нептун". 6 июня 1944.

Большое скопление кораблей и судов не могло пройти незамеченным для итальянских субмарин и самолетов-разведчиков. 23 июля в районе мыса Бон конвой подвергся налетам итальянских бомбардировщиков. Погиб эсминец "Файрдрейк"; крейсер "Манчестер" и эсминец "Фирлесс" получили повреждения и вернулись в Гибралтар. Вечером соединения Сомервилль легло на обратный курс, а транспорт в сопровождении крейсеров и эсминцев Сифрета продолжил свой путь до Мальты. Им удалось благополучно миновать завесу из четырех итальянских подводных лодок, но утром появились вражеские торпедные катера, которые базировались на острове Пантеллерия. Совместная атака MAS-532 и MAS-533 оказалась удачной - несмотря на все усилия эскорта, они торпедировали большой транспорт "Сидней Стар". Однако, судно осталось на плаву, и вскоре после полудня караван в полном составе достиг Ла-Валетты. Пополнив запасы топлива, соединения "Х" отправилось обратно, прихватив с собой семь пустых транспортов. Итальянские ВВС вновь совершили несколько атак, повредив танкер "Хоуг Худ". Утром 25 июля в районе мыса Бон конвой был встречен Сомервилль и 27-го без потерь прибыл в Гибралтар.

В целом операция "Сабстенс" прошла успешно, однако из-за посадки на мель "Лейнстера" и повреждения "Манчестера" более 1700 человек - в основном пилоты и наземный авиаперсонала - так и не добрались до Мальты. Было решено перебросить их на борту "Аретьюзы", "Менксмена" и трех эсминцев (операция "Стайл"). Корабли вышли в море 31 июля, прибыли на остров 2 августа, разгрузились и немедленно вернулись обратно. Ни одна из семи вражеских подводных лодок, развернутых вдоль маршрута перехода, в атаку не выходила.

4 августа "Аретьюза" кинула якорь в Гибралтаре, а позже ушла в метрополию.


1.3. Операция "Енклет"

Следующей заметным событием, в которой пришлось участвовать крейсеру, стал проведенный в Рождество рейд на Лофотенских островах (операция "Енклет"). "Аретьюза" стала флагманским кораблем контр-адмирала Гамильтона - командующего Соединением "Z". В состав соединения также вошли 6 эскадренных и эскортных миноносцев ("Сомали", "Ашанти", "Бедуин", "Эскимо", "Хвитленд", "Ламертон"), 2 корветы, 3 тральщики, 2 десантных корабля, 2 танкеры, 2 вспомогательных судна и буксир. В ночь на 26 декабря 1941 года эта разнообразная армада подошла к норвежскому побережью. 260 коммандос, высадившихся на берег перерезали телеграфные кабели, идущие на острова. В селе Рейне десант основал временную базу для действий против немецкого прибрежного судоходства, однако вскоре начались налеты немецкой авиации.

"Аретьюза" получила серьезные повреждения от близких разрывов. Операцию пришлось свернуть, и 28 декабря соединение вернулось Скапа-Флоу.


1.4. Средиземное море (1942)

Ремонт крейсера проводился на родной верфи в Чатеме с 6 февраля по 9 апреля 1942. На этот раз было существенно усилено зенитное вооружение; одиночные 102-мм зенитки наконец заменили на спаренные Mk.XIX. Завершив ремонт и преодолел необходимый курс боевой подготовки, "Аретьюза" осуществила длительный переход через всю Атлантику, мимо мыса Доброй Надежды, через Индийский океан и Суэцкий канал и в мае прибыла в Александрии. Там крейсер включили в состав пятнадцатой эскадры крейсеров Средиземноморского флота, которым командовал прославленный контр-адмирал Филипп Виан. 12 июня корабль вышел в море для участия в проводке на Мальту конвоя "Вигорес". Конвоя пришлось пробираться к острову под непрерывными атаками авиации противника, действовавшей с аэродромов Крита и Киренаики. Вечером 14 июня поступила информация о выходе в море итальянских линкоров, после чего главком - адмирал Харвуд - приказал возвращаться. На рассвете поступил противоположный приказ - продолжить движение на мероприятие, еще раз отменен спустя три часа. Это метания по "бомбовой аллее" не могло остаться безнаказанным. Немецкие бомбардировщики, подводные лодки и торпедные катера потопили два транспорты, крейсер и три эсминца. К моменту возвращения на базу на кораблях оставалось не более трети зенитного боезапаса. К счастью для "Аретьюзы", она состоялась лишь осколочными пробоя.

В ночь на 13 августа 1942 "Аретьюза" и "Клеопатра" с четырьмя эсминцами совершили обстрел острова Родос в ходе одной из диверсионных акций, направленных на прикрытие операции "Пьедестал". Конвои на Мальту с востока англичане не посылали до тех пор, пока не была ликвидирована опасность со стороны авиации противника, которая базировалась в Северной Африке. Такой момент наступил только в ноябре 1942 года, когда силы держав Оси были скованы в Центральном и Западном Средиземноморье.

17 ноября с Порт-Саида вышли 4 судна - конвой "Стоунейдж". Следующим утром к ним присоединились пятнадцатый эскадра крейсеров контр-адмирала Пауэра ("Аретьюза", "Клеопатра", "Дед", "Орион") и 10 эсминцев 12-й и четырнадцатой флотилий. Сразу же конвой был обнаружен немецким воздушной разведкой. 18 ноября в 11:10 шесть Ju-88 осуществили первую бесплодную попытку атаковать, потеряв при этом один самолет. Около 16.00 над конвоем пролетела большая группа транспортных Ju-52 в сопровождении истребителей, а через 40 минут крейсера отвернули на север, чтобы прикрыть судна с опасного направления. Соединение находилось севернее Дерн, дул северо-западный ветер силой 5 баллов, месяц прятался в облаках, периодически налетали дождевые шквалы, когда произошел еще один налет. По показаниям свидетелей, самолетов было три, они заходили в атаку последовательно, и в 18:05 торпеда второй поразила "Аретьюзу".

Торпеда ударила в левый борт под углом 170 (корабль совершал поворот направо) в район второй башни главного калибра. Взрыв 200-кг боеголовки сделал в борту пробоину длиной 16м, причем ударная волна прошла через четыре палубы. Все помещения под нижней палубой между 20-м и 61-м шпангоутами были затоплены. Обе носовые башни, а также внутренний корабельный связь вышли из строя. Крейсер получил крен 15 на левый борт, при этом носовая часть ушла в воду по клюзы. Пожар, вспыхнувший сразу в нескольких местах из-за топлива разлилось, бушевала более 12 часов, только к рассвету самоотверженными усилиями экипажа его удалось потушить.

Несмотря на шторм "Аретьюза" двинулась на восток 12-узловым ходом в сопровождении эсминца "Петард". Управление кораблем осуществлялось вручную с румпельном отделения. На следующий день из-за угрозы распространения затоплений "Петард" начал буксовать "подранка" кормой вперед. Турбины крейсера работали на задний ход, но через 4 часа их пришлось остановить из-за перегрева подшипников. К северу корабли подошли к Александрии, где на помощь им пришли буксиры "Респонд" и "Бриганте". Вечером 21 ноября они втянули поврежденную "Аретьюзу" в гавань.

Из состава ее экипажа 1 офицер и 155 матросов погибли, а 43 моряка получили ранения (в том числе и командир). Единственным утешением для англичан могло служить то, что это была, как сказал С.Роскилл, "последняя потеря в личном составе флота, понесенный им в борьбе за поддержку защитников Мальты".

Корабль выбыл из строя на долгих 18 месяцев. После проведенных в январе 1943 года в Александрии восстановительных работ 7 февраля он вышел в море и направился в Чарльстон ( Калифорния) для завершающего ремонта с модернизацией зенитного вооружения. Работы были завершены в 15 декабря 1943 года, после чего крейсер через Панамский канал пошел на родину с заходом в Норфолк и на Берму-ди. По прибытии его направили в чате (по другим данным - в Ширнесс), где 24 января по 6 апреля 1944 года он прошел окончательное доукомплектовування. По этому проследили обучения, так что корабль едва успел получить полноценное боеготовность, когда в июне началось вторжения в Нормандию.


1.5. Операция "Оверлорд"

Для участия в грандиозном операции "Оверлорд" (первая часть по высадке морского десанта - "Нептун") союзники выставили 1213 боевых кораблей и 4125 десантных судов. Для выполнения задачи были созданы два военно-морские соединения - Восточное под командованием британского контр-адмирала Виана и Западное под командованием американского контр-адмирала Кирка. Первому предстояло взорвать три британских дивизии на фронте около 30 миль между г. Орн и небольшой гаванью пораню-Бессен. "Аретьюза" была приписана к Соединение огневой поддержки "D" контр-адмирала У.Паттерсона, которое отвечало за артиллерийскую поддержку высадки 3-й британской дивизии в Лион-сюр-Мер на плацдарме "Сордо". В состав соединения входили также линкоры "Уоспайт" и "Ремиллис", монитор "Робертс", крейсера "Моришиес" (флагман), "Фробишнер", "Дана", "Драгон", и 13 эскадренных миноносцев двадцать третьей флотилии.

На рассвете 6 июня 1944 корабли артиллерийской поддержки прошли протраленимы фарватерами и, встав на якоре близ французского берега, открыли огонь. Как пишет С.Роскилл, "такого мощного артиллерийского удара с моря никогда еще не наносилось". Основной целью для "Аретьюзы" была 150-мм четырех-орудийная батарея в Мелвилла, запасной - аналогичная батарея в Ле-Мона.

В 5:30 в атаку на соединение устремились три немецкие миноносцы (Т-28, "Меве" и "Фальке" из состава пятой флотилии).

Несмотря на плотный огонь линкоров и крейсеров им удалось потопить норвежского эсминца "Свеннер" и уйти без потерь. Дальнобойные береговые батареи также сконцентрировали огонь по кораблям артиллерийской поддержки, заставив "Уорспайт" изменить позицию. В течение утра "Аретьюза" вместе с "Моришесом" поддерживала огнем парашютистов Шестой воздушно-десантной дивизии, а затем действовала "по вызову". Вклад корабельной артиллерии в успех первого дня "Оверлорд" трудно переоценить. В донесении командующего 7-ою німецькою армією вказувалося:

"Ми несли великі втрати на побережжі із-за вогню противника з моря".

16 червня "Аретьюзі" випала висока честь : на її борту король Георг VI здійснив поїздку з Портсмута в район вторгнення та назад. Другу половину 1944 роки крейсер знову провів у судноремонтній стінки (24 і 25 червня він отримав пошкодження від розривів авіабомб). У січні 1945 "Аретьюза" відправилася в Східне Середземномор'я, де увійшла до складу 15-ої ескадри крейсерів контр-адмірала Менсфілда. Основним завданням з'єднання стало супровід конвоїв з вантажами в грецькі порти - тут британські і підтримувані ними грецькі війська боролися з повстанцями національно-визвольної армії.


1.6. После войны

Послевоенная карьера "Аретьюзы" продолжалась недолго. Корабль исчерпал запас водоизмещения для дальнейших модернизаций, кроме этого, сама концепция "флотского" крейсера с шестидюймовый неуниверсальной артиллерией полностью устарела. В составе британских ВМС осталось немало современных крейсеров типа "Дед" с универсальным 133-мм главным калибром, а содержать большой флот стране с подорванной войной экономикой было уже не под силу. В ноябре того же года "Аретьюза" была выведена в резерва в Ширнессе, потом провела четыре месяца в Чатеме в резерве категории "В". В 1949 году она использовалась как учебное и экспериментальный корабль, но вскоре была исключена из списков флота и продан на металлолом.

9 мая 1950 года крейсер прибыл в Ньюпорт для разборки, которое завершилось в августе.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам