Jaguar

Jaguar Cars Ltd. (Произносится как Джегюар Карс) - британская автомобильная компания, специализирующаяся на производстве лимузинов класса "люкс", спортивных купе и гоночных авто для соревнований серий GT-2 и Le Mans. В 1989-2008 годах была одной из премиум марок, как самостоятельное подразделение принадлежала Ford Motor Company. В марте 2008 продана Фордом вместе с Land Rover индийской компании Tata Motors.


1. История

1.1. Начало

Всем известно: стильный и надежный британский автомобиль - это Jaguar. Но всемирно известная марка не относится к числу самых ранних. Начало ей было положено в 1922 году, когда англичане Уильям Лайонс (William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) организовали фирму Swallow Sidecars (SS), которая занималась изготовлением мотоциклетных колясок. Вскоре фирма начала ставить оригинальные кузова на машины известных марок, в частности Austin, Wolseley и даже Fiat.

Эти автомобили пользовались достаточной популярностью, но настоящий успех пришел после 1931 года, когда в производство были запущены модели спортивного характера на шасси от фирмы Standard, и соответственно аббревиатура "SS" получила новую расшифровку - Standard Swallow.

Standard Swallow SS1 (1931-1936)

Сборочное предприятие, где в начале 30-х рабочие трудились над производством модели SS I.

Модель SS I выпускалась в 1931-1936 годах в двух модификациях - 16HP (т.е. 16 л.с.) и 20HP, по тогдашней системы исчисления налоговой мощности. Первая несла под капотом двухлитровый шестицилиндровый двигатель мощностью 46 л.с., второй - мотор объемом 2,6 л, выдававший 58 л.с. С 1934 года их объем и мощность увеличились соответственно до 2,1 л и 62 л.с. и 2,7 л и 72 л.с. Параллельно (с 1932 года) строилась более дешевая модель SS II в модификациях 10HP с четырехцилиндровым мотором объемом 1,35 л (37 л.с.) и 12HP с мотором 1.6 (45 л.с.).

Модель SS II уступала SS I не только в мощи, но и в цене.

С 1936 года в модельном ряду английской марки появились престижные седаны модели SS I и SS II.

Jaguar SS 100

Второе поколение машин SS увидело свет в 1935 году с началом выпуска модели SS90, на которую ставили двигатель 2.7, развивал 90 л.с. и разгоняет машину до 145 км / час. С 1936 года ведет отсчет линия престижных седанов SS. Таковы модели SS 11/2-Litre и SS 21/2-Litre, впервые и были названы Ягуара. На первом ставили двигатель объемом 1,6 л и мощностью 42 л.с., а на второй - 104-сильный. Но особенно славились родстеры SS100, получившие 115-сильный двигатель. В 1938 году добавился еще один седан - Jaguar SS 31/2-Litre с мотором объемом 3485 см3 и мощностью 125 л.с.

Jaguar Mk V (1949-1951)

1.2. Послевоенное время

Без особых изменений производство этих моделей продолжили после Второй мировой войны. На этот раз машины назывались Mk IV. Они получили, кроме седанов, кузов кабриолет, а название марки окончательно сменилось Jaguar, поскольку аббревиатура SS вызывала совершенно нежелательные ассоциации. Следующее поколение - Mk V - появилось в 1949 году и по-прежнему отличалось консервативной внешностью с узкими капотами, подножками, вертикальными радиаторами и выступающими крыльями, но уже мало независимую переднюю подвеску.

XK120

После войны марка стала называться Jaguar, а из названий моделей исчезло сокращение "SS", уступив место обозначению Mk IV.

В 1949 году на рынок вышла новая модель - Mk V.

Продолжилась и линия спортивных Ягуаров. Ее представляла модель XK120, которая на Лондонском автошоу 1948 произвела такую ​​сенсацию, что было принято решение о серийном производстве машины. "Сердцем" автомобиля стал новый шестицилиндровый двигатель объемом 3,4 л благодаря двум верхним распредвалов и полусферическим камер сгорания, выдававший 160 л.с. Этот двигатель инженеры фирмы спроектировали в военные годы во время долгих ночных противопожарных дежурств на заводе. Машина выпускалась в разновидностях купе, кабриолет и родстер, отличалась изящным зализанные кузовом, а в некоторых вариантах и с полностью закрытыми задними колесами.

XK120 - одна из самых удачных моделей Jaguar. Появившись в 1948 году в образе концепта, она сразила наповал весь автомобильный мир.

Сначала машина имела деревянный каркас, на котором крепились алюминиевые панели, и только в 1950 году получила кузов из штампованных стальных панелей. Автомобиль развивал до 193 км / ч (120 миль в час - отсюда и название модели), через который был признан самой скоростной в мире серийной машиной. На версию XK120SE ставили форсированный 180-сильный двигатель.

Продолжением этой серии стала в 1954 году модель XK140 с 180-сильным, а затем с 192-сильным двигателем. Она развивала скорость уже 225 км / ч (140 миль в час). С 1957 по 1961 год выпускался Jaguar XK150 с базовым мотором 3.5 на 253 л.с.

В 1954 году вышел Jaguar XK140. Машинка была уже значительно мощнее и быстрее предшественницы.

Jaguar C-Type (1951-1953)
Jaguar D-Type (1954-1957)

Одновременно фирма пробовала свои силы и в гонках. В 1951-1953 годах в 54 экземплярах был выпущен Jaguar C-Type с аэродинамическим кузовом. В нем использовалась механика от Jaguar XK120. Форсированный двигатель развивал до 205 л.с. В 1951 году эта машина выиграла 24-часовую гонку в Ле-Мане (Le Mans), а затем еще раз в 1953-м, пройдя всю трассу со средней скоростью 170 км / ч. Культовым автомобилем, предметом зависти коллекционеров, стал и Jaguar D -Type (1954-1957), который был построен в количестве 88 штук. Эта машина также показывала отличные результаты в Ле-Мане: например, в 1957 году D-Type заняли пять из шести первых мест, включая первых и вторых.

Jaguar C-Type с 205-сильным мотором сумел два раза победить в легендарном суточном марафоне Ле-Ман.

В наше время гордостью коллекционеров считается Jaguar D-Type, которого в период с 1954-го по 1957 год выпустили в количестве всего 88 штук.

Полностью новый послевоенный седан с понтонный кузовом начал выпускаться только в 1950 году. Он получил название Mk VII. За ним последовали седаны Mk VIII (1957-1959) и Mk IX (1958-1961), с достаточно консервативной "пузатой" внешностью.

Jaguar Mk VII

Jaguar Mk VII стал первым абсолютно новым седаном английской марки в послевоенное время.

Jaguar Mk II

Одновременно появилась и линия небольших седанов, которая началась с модели Mk I (1955-1959) - это был первый Jaguar с несущим кузовом. Ее развитием стал Mk II (1959-1966). Быстроходный Mk II 3.8, достигавший скорости 200 км / ч и имел объемный багажник, получил репутацию машины особенно удобной для налетов на банки. Впрочем, Jaguar Mk II активно использовался и в полиции.

Jaguar Mk II отличался скоростными характеристиками и активно использовался на службе в полиции.


1.3. 1960-е годы

В 1961 году появилась и модель Mk X с динамичными очертаниями, сменившая Mk IX. Она получила двигатель уже 265 л.с. С 1966 года ее сменил Jaguar 420 c 6-цилиндровым двигателем объемом 4235 см3 и мощностью 245 л.с. Параллельно выпускался Jaguar S-Type (с 1964-го по 1968 год). Он поставлялся с моторами 3,4 л (210 л.с.) или 3,8 л (220 л.с.).

Красавец S-Type развивал мощность 210 или 220 сил и выпускался в период с 1964-го по 1968 год.

Jaguar E-Typ (1961-1974)

В 1961 году появился знаменитый Jaguar E-Type (известный также как XK-E). Его дизайном занимался специалист по аэродинамике Малькольм Сейер. Этот спортивный автомобиль с "открыты кузовом" оснащался мотором 3.8 на 265 л.с. и развивал скорость до 241 км / час. Позже машины стали оснащать двигателем 4.2 той же мощности. Необычный внешний вид, выдающаяся динамика и невысокая цена обеспечили ягуаровскому спорткара популярность. Особенно хорошо "и-Тайпа" покупали американцы. Для них, в дополнение к двухместным купе и родстер, с 1966-го начали делать четырехместное купе 2 +2, как опция могло оснащаться "автоматом". Модель E-Type выпускали до 1974 года и всего за 13 лет сделали более 70 тысяч машин.


1.4. 1970-е годы

С 1971 года на спорткары третьего поколения начали устанавливать двигатели V12 объемом 5343 см3 и мощностью 272 л.с.

В 1966 году компания Jaguar вошла в состав концерна BMC ( British Motor Corporation), который был переименован в BMH (British Motor Holding). Уже в 1968-м было слияние с концерном Leyland, и новое объединение получило название British Leyland Motor Corporation.

Jaguar 420 (1966-1969)
Daimler DS420 (1968-1992)

Однако фирма Jaguar в его составе сохраняла существенную самостоятельность, по крайней мере относительно модельного ряда: он никак не был унифицирован с другой продукцией концерна. Кроме того, в результате ряда корпоративных слияний еще в 1960 году в подчинении у Ягуара оказалась старейшая британская марка Daimler, имеет отдаленные родственные отношения с немецким концерном Daimler-Benz. После "ягуаризации" модели английского Даймлера стали терять первоначальную оригинальность.

Исключение составил только ряд лимузинов, включая солидный Daimler DS420, который выпускался с 1968-го по 1992 год. Вообще же с начала 1960-х годов название Daimler получают седаны Jaguar в самой дорогой комплектации. Первым из них в 1961 году стал Daimler Sovereign, Люксовая версия модели Jaguar 420. Так продолжалось до 2002 года, после чего три года название Daimler не использовалась, и только в 2005-м появился новый Daimler Super Eight.

Плодом союза марок Jaguar и Daimler стала модель DS420. Роскошный и дорогой автомобиль выпускался вплоть до 1992 года.

С 1968 года сразу вместо трех седанов - Mk II, S и 420 - выпускается модель Jaguar XJ. Сначала она получила 245-сильный двигатель объемом 4235 см3. С 1972 года производится модель XJ12 с 12-цилиндровым 253-сильным двигателем, а с 1974-го на нее ставится уже 285-сильный двигатель. В 1975-1978 годах строились и купе серии XJ.

Jaguar XJ Серия И (1968-1973)

В 1968 году модели серий Mk II, S и 420 заменили одной единственной - XJ.

В 1972 году на рынке появляется 253-сильный Jaguar XJ12, оснащен 12-цилиндровым двигателем.

Jaguar XJS (1974-1996)

Спортивную линию после модели XKE продолжил Jaguar XJS также с 12-цилиндровым мотором. Выпускалась и менее дорогая версия с "шестеркой" в 3590 см3 и 228 л.с. Эта модель оказалась долгожителем: ее производство продолжалось с 1975-го по 1996 год.

Спорткар Jaguar XJS задержался в производстве надолго, его штамповали в период с 1975-го по 1996 год.

Jaguar XJ220 (1992-1994)

1.5. 1980-е годы

Однако для настоящих ценителей скорости подарком стал суперкар Jaguar XJ220, появившийся в виде концепта в 1988 году. Число 220 в названии модели означало проектную скорость в милях в час. Эту машину с очень низким клиновидным кузовом оснастили 500-сильным двигателем объемом 6,2 литра. Кроме того, машина получила все ведущие колеса. Но в серию пошла версия с мотором 3.5 V6, оснащенным двумя турбинами. Он издавал 549 л.с. Jaguar XJ220 выпускался с 1992 по 1994 год и до появления машины McLaren F1 считался самым быстрым серийным автомобилем в мире.

Jaguar XJ220, несмотря на возраст (машина появилась в 1988 году), до сих пор может сниматься в фантастических фильмах. И его динамические характеристики сей вызывают уважение.


1.6. 1990-е годы

В 1993 году гоночный Jaguar XJ220C принес фирме победу на гонках в Ле-Мане в классе GT.

Jaguar XK8 (1996-2005)

В 1989 году вместе с маркой Jaguar Daimler оказался во владении компании Ford, которая стремилась заполучить контроль над престижным европейским брендом, издавна (еще со времен модели XK120) пользовался большой популярностью в США. В 1996-м морально устаревшую модель XJS сменил спорткар XK8 с дизайном в стиле легендарной модели E-Type, оснащен 284-сильным мотором 4.2. Существовал и компрессорный вариант XKR, который выдает 363 л.с. После рестайлинга в 2006 году эта модель стала называться просто XK. В 2009 году автомобиль получил современный восьмицилиндровый двигатель 5.0 (385 л.с.) с непосредственным впрыском.

Устаревший XJS после перехода марки под контроль Ford изменило купе XK8.

"Заряженная" модификация XKR может похвастаться 510 "Конями" пятилитрового двигателя с приводным нагнетателем и разгоняется до сотни за 4,8 с.

Jaguar S-Typ (2000-2007)

1.7. 2000-е годы

В 2000 году модельный ряд седанов пополнила модель S-Type, которую оснащали или 238 - сильным, или 276-сильным двигателем. С 2003 -го началось производство модели S-Type R с турбонаддувом, имеющий мощность 390 л.с.

Седан S-Type - автомобиль новой эры, но из-за его специфическую внешности продажи не стали очень высокими.

Jaguar X-Typ (2001-2009)
Jaguar XK

В 2001 году дебютировал седан Jaguar X-Type, построенный на одной платформе с Фордом Mondeo, - самый компактный из современных Ягуаров. Однако X-Type успехом не пользовался. Планировалось продавать 100 машин в год. Но за восемь лет сделали только 350 тысяч автомобилей. В результате руководство компании решило, что 2009 год станет для модели X-Type последним.

Jaguar XF

Необычный концепт четырехдверного седана C-XF, показанный в 2007 году на автосалоне в Детройте - ознаменовал для компании из Ковентри начало новой эры. Инженеры Ягуара готовили замену седану S-Type, который плохо продавался. Новая модель бизнес-класса Jaguar XF, дебютировала на Франкфурте -2007, стала первым по настоящему современным Ягуаром. Однако, в новом облике машины можно было разглядеть черты классических хищников. Зато автомобиль был доверху начиненный различными высокотехнологичными новинками. Чего только стоила выезжая шайба-селектор коробки переключения передач JaguarDrive.

Jaguar XJ (X351)

Сначала на XF ставили бензиновый V6 3.0 и ?восьмерку? объемом 4,2 л, а также турбодизель объемом 2,7 л. В 2009 году на смену силового агрегата 4.2 пришел пятилитровый бензиновый двигатель. Кроме того, появился и новый трехлитровой дизель объемом 3 л и мощностью 270 л.с., выдающий 600 Нм.

"Заряженная" R-версия XF оснащается тем же двигателем 5.0 с приводным нагнетателем Roots, что и спортивный XK. Это позволяет седану XFR разгоняться от 0 до 100 км / ч за 4,9 с.

В связи с большими финансовыми проблемами компания Ford рассматривала возможность продажи неприбыльных подразделений, включая и Jaguar. В результате компании Jaguar и Land Rover в 2008 году достались индийскому автогиганту Tata за 2,3 миллиарда долларов. По условиям сделки индусы получили в собственность все активы фирм, заводы в Великобритании, а также права на торговые марки, включая бренды Daimler и Lanchester. Глава Tata Motors Ратан Тата пообещал всеми силами способствовать дальнейшему процветанию знаменитых марок, не переносить производство из Англии и предоставить британцам карт-бланш в вопросах разработки новых моделей.

После оглушительного успеха модели XF компания начала готовить седан, который изменил бы хорош, но надоевшей XJ. Летом 2009 года состоялась презентация абсолютно нового седана XJ с алюминиевым кузовом. Внешность новинки выдержана в стиле, заданном моделью XF. Подвеску также унифицировали с XJ. [1]


2. Модельный ряд

3. Дизайнеры Jaguar

Примечания

  1. История Jaguar - www.drive.ru/jaguar/history/, drive.ru