Land Rover

Land Rover (произносится как Ленд Ровер) - британская автомобильная компания, которая специализируется на изготовлении внедорожников и SUV. Является самостоятельным отделением индийской концерна Tata Motors.


1. История

Land Rover Серия 1
Land Rover Minerva
Land Rover 109 1980

Британская фирма Land Rover, выпускающая исключительно внедорожники, знаменитые своей проходимостью, когда-то была частью автомобильной компании Rover. В Мориса Уилкса, шеф-дизайнера Ровера, были поместье на острове Энглези и армейский Willys как средство передвижения. А запчасти для него найти было крайне трудно. Вот и решил Морис вместе со старшим братом Спенсером, роверовським исполнительным директором, создать в качестве альтернативы Уиллис недорогой и неприхотливый вездеход на помощь британским фермерам.

Land Rover 109 Пикап 1980
Land Rover Серия IIB

Это были первые послевоенные годы. Британская промышленность испытывала острую нехватку производственных ресурсов и заказов. Важная роль в восстановлении английской экономики была отведена автомобильном производству. Компания Rover раз добилась от правительства разрешения на возобновление производства гражданских автомобилей и получила в свое полное распоряжение новый завод Meteor Works в Солихалл (Solihull). Это предприятие было государственным и во время Второй мировой производило двигатели для танков и самолетов. На мощностях завода и было решено выпускать недорогой вездеход.

Первый прототип Centre Steer напоминал Willys, однако его кузов был сделан из листов алюминиевого сплава Birmabright. В 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился: на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. К тому же алюминий отличался коррозионной стойкостью. После серьезных испытаний, в ходе которых, как говорят, пострадало больше водителей, чем машин, был готов предсерийный образец. Его показали весной 1948 года в Амстердаме. Новинку назвали Land Rover. Приставка Land недвусмысленно указывала на то, что новой машине придется "путешествовать" сушей. Ведь сначала под словом rover подразумевался не бродяга или скиталец, а морской разбойник или пират. Поэтому даже на роверивський эмблеме изображен драккар викингов.

Первые Ленд Ровер были аскетичны. Внешних дверных ручек не было. Нагревателя тоже, а от непогоды пассажиров защищал только брезентовый тент. Полуторалитровый бензиновый мотор развивал всего 50 л.с. В первых машин на раму наносили гальваническое специальное покрытие, что позволяет избежать электрохимической коррозии, которая возникает в месте контакта стали и алюминия. Позже технологию упростили, и раму просто стали тщательнее красить.

Машины ранних выпусков оснащались полным приводом с обгонной муфтой в приводе переднего моста. При движении прямо обе оси были ведущими, при торможении или повороте муфта розмикалася и передние колеса вращались свободно. Муфту можно было заблокировать принудительно, потянув за кольцо (потом его заменит рычаг с желтым набалдашником - yellow knob). Такая трансмиссия не нуждалась межосевого дифференциала, но была менее долговечной.

Морис Уилкс считал, что недорогой вездеход - это отличный ?промежуточный? вариант, который поможет компании Rover продержаться до тех пор, пока правительство не ослабит жесткие квоты на стальной прокат. Однако Ленд Ровер встретили очень тепло, и к концу первого года производства уже было выпущено больше новых вездеходов, чем привычных легковых Роверов.

Машины совершенствовались. Полный привод с обгонной муфтой изменила трансмиссия с подключаемым передком и хабами. А ее, в свою очередь, сменил продвинутых постоянный полный привод. Мощность и литраж бензиновых моторов увеличивались. В 1957 году на автомобили стали ставить дизельные двигатели. Модели внедорожников обозначались цифрами, показывающими длину колесной базы в дюймах. От серии к серии эта величина росла: Land Rover 80, Land Rover 86, Land Rover 88, Land Rover 90. Появились удлиненные версии 109, 110 и 127. Позже - закрытый алюминиевый кузов, термоизолирован крышу. Рессорную подвеску заменила пружинная. Классический Land Rover дожил до наших дней. С 1990 года его выпускают под именем Defender.

Land Rover Freelander 2
Land Rover Defender 90

Параллельно с выпуском утилитарных вездеходов в компании работали над автомобилем, способным сочетать проходимость внедорожника и комфорт седана. Уже через год после начала производства Ленд Ровера появилась модель Station Wagon c закрытым семиместным кузовом. Ее оснащение поражало: обогреватель салона, стеклоочиститель с двумя щетками, кожаные сиденья и мягкая обивка дверей и, главное, защитный колпак запасного колеса. Кузов с деревянным каркасом и алюминиевой обшивкой, разработанный ателье Tickford, поставщиком фирм Aston Martin и Rolls-Royce, оказался слишком дорогим.

Следующая попытка создать комфортабельный внедорожник оказалась успешной. Автомобиль, названный Range Rover, создавался также с прицелом на американский рынок и оснащался бензиновым мотором Buick V8 постоянным полным приводом и длинноходной пружинной подвеской. Успех машины, дебютировавшей в 1970 году, помог компании удержаться на плаву в сложный период. Кроме того, угловатый Range Rover удостоился чести стать рядом с Джокондой Леонардо в Лувре как образец современного искусства.

Чтобы закрыть разрыв между комфортабельным внедорожником Range Rover и спартанским Land Rover, в британской компании начали работать над автомобилем на базе Range Rover, дешевле, но не менее комфортабельным - Project Jay (Проект Новичок). Для новичка Discovery лобовое стекло, моторный щит, дверные проемы, рама были позаимствовали без изменений в рейндж. Полностью перешла к Диско и рейнджеривська агрегатная база: мосты, коробка передач и раздаточная коробка. Только в дополнение к бензиновому мотору V8 добавили турбодизель.

Land Rover Discovery апреля 2010
Range Rover Sport 2010

Полностью новое третье поколение Discovery с дизайном в стиле Range Rover получил независимую подвеску. Интегрированная в кузов рама позволила снизить центр масс. На бездорожье водителю ассистирует электронный помощник Terrain Responce, заточенный под различные виды покрытия.

Ranger Rover ИИИ
Range Rover Evoque

Самый маленький в линейке Freelander - первый Range Rover с несущим кузовом - появился в 1997 году. Ходил такая шутка: компания Land Rover, кроме внедорожников, выпускает сувенирную продукцию - значки, майки, бейсболки и Freelander. Хотя до самого маленького Landy относились свысока и немного ругали за отсутствие понижающей передачи, в 1998 году продажи выросли до 70 тысяч в год. И пять лет подряд - до 2002-го - Фрил оставался самым популярным из полноприводников в Европе. Автомобиль продержался на конвейере почти 10 лет. Больше Freelander номер два на совместной с Volvo XC60 платформе EUCD показали в 2006 году в Лондоне.

На платформе ?третьего? Discovery создан самый быстрый Land Rover - Range Rover Sport. Компании был нужен автомобиль легче и быстрее, чем Рейндж, способный на равных гоняться с Туарегом, Кайен и BMW X5. Он на 8,5 см ниже и на 17,5 см короче обычного Рейндж, зато пятилитровый компрессорный двигатель V8 разгоняет автомобиль до сотни менее чем за шесть секунд.

C 60-х годов прошлого столетия Land Rover много и часто переходил из рук в руки: British Leyland (1968-1998), British Aerospace (1988-1994), BMW (1994-2000), Ford (2000-2008). И наконец, индийская TATA, купившая британского производителя внедорожников в комплекте с компанией Jaguar. Индийцы заплатили $ 2,3 миллиарда, но за вычетом $ 600 миллионов на пенсионные программы Jaguar и Land Rover "голубой овал" получил $ 1,7 миллиарда. Кроме того, концерн Ford пообещал помогать двигателями, платформами, другими компонентами и технологиями - на время переходного периода фордивци обязались финансировать дилеров Jaguar и Land Rover во всем мире.

Председатель совета директоров Tata Sons и Tata Motors мистер Ратан Тата пообещал, что обе компании сохранят свои уникальные отличительные особенности. Однако внедорожники будут расходовать меньше топлива благодаря широкому применению алюминия и внедрению гибридных технологий. Кроме того, лендроверовци работают над заменой легендарного Дефендер современным внедорожником под кодовым названием Project Icon. Что из всего этого получится, покажет время. Хотя компания Land Rover не теряла лица и при плохих хозяевах. [1]


2. Модельный ряд

Примечания

  1. История Land Rover - www.drive.ru/landrover/history/, drive.ru