Надо Знать

добавить знаний



Panzer IV


SdKfz161-1-1.jpg

План:


Введение

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV и Т-IV) - немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Был основным и самым массовым танком Вермахта. Для немецкой армии он имел такое же значение, как Т-34 для СССР и M4 Sherman для США. Постоянное совершенствование бронирование и вооружение танка позволяло ему на протяжении всей войны им быть достойным конкурентом.


1. История создания

История этого танка началась в 1934 году, когда немцы начали строить свою военную машину. Версальская соглашение не позволяло иметь на вооружении и разрабатывать новые типы танков. Очевидно, что такое положение дел немцев никак не устраивало. Чтобы преодолеть экономическую и политическую изоляцию, Германия пошла на тесный контакт с Советским Союзом. Обе страны нашли то, в чем им было отказано в "мировом сообществе" - Германия получала от СССР сырье, а СССР - новые технологии.

Кроме того, СССР предоставил полигоны и экспериментальные заводы для отработки новых технических решений. В частности у Казани была открыта танковая школа, где инженеры и офицеры вермахта вместе с советскими военными работали над разработкой, изготовлением и испытанием новых танков. В результате на свет появились PzKpfw I и PzKpfw II.

Но эти танки рассматривались лишь как учебные. Поэтому 1934 года были начаты работы над танками большего размера, которые должны стать основным вооружением немецких танковых войск. Это PzKpfw III и PzKpfw IV. Первый из них рассматривался как основной танк, предназначенный для глубоких маневров, а второй - как танк прорыва и поддержки.

1934 года было объявлено конкурс на новый танк, вооруженный 75-мм пушкой, в котором принимали участие фирмы "Рейнметалл-Борциг" в Дюссельдорфе, "Фридрих Крупп" в Эссене и "MAN" в Нюрнберге.

Прототип Panzer IV фирмы "MAN"

Работы над этой машиной шли рекордными темпами и уже в конце 1934 фирма "Рейнметалл-Борциг" представила деревянную модель танка. В 1935 году первые прототипы прошли испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Прототип сначала назывался Vskfz.618 (Versuchkraftfahrzeuge - прототип), которая 3 апреля 1936 была изменена на Vskfz.622. Прототип планировалось надеть в 16-20 мм броню и оснастить двигателем мощностью 300 л.с., который позволял бы развивать скорость до 35 км / час. Шасси разработано фирмой "Рейнметалл-Борциг" состояло из восьми опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на листовых пивресорах. Ведущее колесо располагалось спереди, сверху гусеница поддерживалась тремя маленькими катками.

Свой прототип построила также фирма "Крупп". Ее машина имела аналогичную ходовую часть, которая отличалась только типом подвески. Бронирование составляло 5 - 14,5 мм, использовался карбюраторный двигатель мощностью 320 л.с.

Прототип фирмы "MAN" отличался тем, что ходовая часть имела опорные катки большого диаметра, которые позже использовались на шасси танков "Пантера" и "Тигр". Но машина так и не вышла из проектной стадии

Решением технического отдела танковых войск в серийное производство пошел танк разработки фирмы Круппа, но при этом было рекомендовано внести изменения в конструкцию подвески. Танки нулевой версии производились на заводе в Эссене, позже в 1937 году производство других модификаций была перенесена в Магдебург, где до марта 1938 года было изготовлено 35 машин модификации PzKpfw IV Ausf. A.


2. Описание конструкции

Pz.Kpfw.IV Ausf.A на параде, 1938 год.

Компоновка танка классическое. В передней части находилось трансмиссионное отделение: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления. А также контрольные приборы, курсовой пулемет (кроме модификации В и С), радиостанция и рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Боевое отделение находилось в средней части танка (башне). Здесь находились пушка, пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Места командира, наводчика и заряжающего также находились в башне. Боекомплект заключался частично в башне, частично в корпусе. Кормовая часть была моторное отделение с двигателем и всеми его системами, кроме того, там стоял дополнительный двигатель для механизма поворота башни.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, которые устанавливались под прямыми углами друг к другу. В передней части корпуса находились люки механика водителя и радиста, которые закрывались прямоугольными крышками. В лобовом листе корпуса находился смотровой прибор механика-водителя, который состоял из стеклянного триплекса, броневой заслонки и бинокулярного перископического прибора наблюдения KFF 2. Также обзорные триплексы находились по бокам места механика-водителя и радиста. Возле места водителя был размещен индикатор с двумя лампочками, который показывал положение башни и пушки. Это облегчало управление танком особенно в условиях лесной местности, или в городе. Между кормовым и боевым отделением находилась перегородка. На крыше моторного отделения находились два люка, с обкидные крышками. На модификации Ausf. F и более поздних крышки оборудовались жалюзи.

Башня сварная, шестигранная, установлена ​​на шаровой опоре на подбашенного листе корпуса. В ее передней части располагались пушка, пулемет и прицел. По бокам башня имела смотровые лючки с триплекс и броневыми заслонками.

Башня приводилась в движение электромеханическим механизмом с максимальной скоростью 14 град / с, то есть полный оборот башни составлял 26 секунд. Маховики для ручного привода башни располагались у наводчика и заряжающего.

В задней части башни находилось место командира. Сверху от него расположена командирская башенка оборудована пятью смотровыми щелями и двустворчатым (позже одностворчатыми) люком. В башенке имелся устройство циферблатные-часового типа для определения цели, второй такой устройство было у наводчика. Это позволяло быстро наводить орудие на цель. На боковых стенках башни имелись люки для посадки, и высадки экипажа. Крышки этих люков были оборудованы смотровыми приборами. На кормовом листе башни были устроены лючки для стрельбы из стрелкового оружия. На поздних модификациях, в связи с установкой дополнительных броневых экранов, лючки и смотровые приборы по бокам отсутствуют.

Вооружение. Основным вооружением танка была 75-мм танковая пушка. На первых модификациях Ausf. A - Ausf. F1 была установлена ​​75-мм танковая пушка KwK 37 L/24 производства фирмы "Рейнметалл-Борциг". Длина ствола 24 калибра (1765,3 мм), масса орудия - 490 кг, углы вертикального наведения от -10 до +20 , пушка имела клиновой замок и электроспуска. Начальная скорость снаряда была низкой: для осколочно-фугасного (5,73 кг) - 450 м / с, для бронебойного (6,8 кг) - 385 м / с, для кумулятивного (4,44 кг) - 450 - 485 м / с. По опыту боев стало ясно, что эта пушка с низкой начальной скорости снаряда не могла пробивать броню основных танков противника (Матильда, Т-34, Грант) и поэтому из модификаций Ausf. F2 на танк начали устанавливать 75-мм танковую пушку KwK 40 L/43 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм) и массой 670 кг. Такой пушкой были оснащены танки модификации Ausf F2 и часть танков модификации Ausf. G. На танках последних модификаций Ausf. G, H, J была установлена ​​75-мм танковая пушка KwK 40 L/48 с длиной ствола 3855 мм и массой 750 кг, углы вертикального наведения от -8 до +20 . Пушки KwK 40 L 43 и KwK 40 L 48 имели значительно более высокую начальную скорость снаряда - подкалиберный снаряд имел начальную скорость 990 м / с и на расстоянии 500 м пробивал 108 мм и 120 мм броню соответственно для L/43 и L/48. С пушкой был спарен пулемет MG 34. Он располагался в лобовом листе подбашенной коробки. На командирской башенке позднего типа существовала возможность установки зенитного пулемета MG 34. Первые модификации в Ausf. Е оснащались монокулярным телескопическим прицелом TZF 5 b другие TZF 5f или TZF 5f / 1. Эти прицелы имели 2,5 кратное увеличение. Пулемет MG 34 был оборудован телескопическим 1,8 кратным прицелом KZF 2. Нормативный боекомплект пушки в зависимости от модификации составлял от 80 до 122 выстрелов, для командирских танков - 64 выстрела. Боекомплект пулеметов 2700 - 3150 выстрелов.

Двигатель Maybach HL120

Двигатель и трансмиссия. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108 TR, HL 120 TR, HL 120 TRM, 12-ти цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные, с мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 л.с. (HL 120). Рабочий объем составлял 10 838 см и 11 867 см соответственно. Надо заметить, что оба двигателя были аналогичной конструкции. Топливо - этилированный бензин с октановым числом не менее 74. Танк имел три баки общей емкостью 420 л (140 л + 110 л + 170 л). На модификациях Ausf. J устанавливался дополнительный четвертый бак 189 л. Расход топлива на 100 км - 330 л по шоссе и 500 л бездорожью. Подача топлива осуществлялась с помощью двух топливных насосов. Карбюраторов две марки Solex 40 JFF II. Система охлаждения жидкостная. Радиатор располагался с левой стороны двигателя. Справа от радиатора два вентилятора. С правой стороны двигателя располагался двигатель для механизма поворота башни (DKW PZW 600 позже PZW - 500), мощностью 11 л.с. и рабочим объемом 585 см . Трансмиссия состояла из карданной передачи, тридискового главного фрикциона, пятискоростной (Ausf. А), впоследствии шестискоростной (Ausf. B - J) коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов.

Ходовая часть состояла из восьми (с каждой стороны) сдвоенных покрытых резиной опорных катков диаметром 470 мм. Соединенные попарно они образовывали четыре балансирные тележки, которые подвешивались на четверть эллиптические листовые рессоры. Ведущие колеса переднего расположения имели по два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Гусеницы стальные, состояли из 101 (по модификации F 99) одногребневого траке. Ширина гусениц 360 мм, на модификации Ausf. Е и последующих увеличена до 400 мм.

Электрооборудование выполнено по одножильных схеме. Напряжение 12 В. На танки устанавливали генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6 кВт, четыре аккумулятора Bosch емкостью 105 А ч, электростартер Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт. Электроснабжение поднималось к системе зажигания, башенный вентилятор, контрольных приборов, подсветка прицелов, система внутреннего и наружного освещения, звукового сигнала и электроспуска пушки и пулеметов.

Средства связи Все танки PzKpfw IV оснащались радиостанцией Fu 5 с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.


3. Модификации

Ausf. А - "нулевая" серия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Габариты 5920х2830х2680 мм. Вооружение: 75-мм танковая пушка KwK 37 L/24 и два пулемета MG-34, Толщина брони 10-30 мм. Изготовлено 35 единиц.

Ausf. В - установлена ​​прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введена новая командирская башенка. Двигатель Maybach HL 120TR. Мощность 300 л.с. Изготовлено 45 единиц.

Ausf. С - незначительные отличия от предыдущего варианта. Под стволом пушки появился специальный отбойник, который отгибают антенну радиостанции при повороте башни. На части машин установлен двигатель Maybach HL 120TRM. Изготовлено 140 единиц.

Ausf. D - лобовая часть корпуса как в Ausf. A, включая курсовой пулемет. Изменена маска пушки. В 1940-1941 годах лобовая броня корпуса усилена 20-мм броневой письмом. Изготовлено 229 единиц.

Ausf. E - лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни - 30-мм, маска пушки - 35-37 мм. Установлена ​​новая командирская башенка и шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы.

Ausf. F1 - последняя модификация с короткоствольным пушкой. Прямая лобовая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструкции. Одностворчатые люки в бортах башни заменены распашными. Лобовая броня толщиной 50 мм. Изготовлено 462 единицы.

Ausf. F2 - установлена ​​новая 75-мм танковая пушка KwK 40 L/43. Боевая масса 23,6 т. Изготовлено 175 единиц.

Ausf. G - двухкамерное дульный тормоз пушки. Установлено против-кумулятивные 5-мм экраны. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм танковой пушкой KwK 40 L/48 и имели дополнительную броневую плиту в лобовой части корпуса толщиной 30 мм. Изготовлено 1687 единиц.

Ausf. Н - 75-мм танковая пушка KwK 40 L/48. Антенна радиостанции перенесено с борта корпуса на его корму. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG-34. Изготовлено 3960 единиц.

Ausf. J - технологически и конструктивно упрощенный вариант Ausf. Н. Ручной привод поворота башни. Опорные катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топливных баков. Изготовлено 1758 единиц.


4. Тактико-технические характеристики

В течение всей войны конструкция танка постоянно совершенствовалась. Опираясь на опыт полученный в боевых действиях увеличивалось бронирование танка и улучшалась вооружения. Но увеличение защищенности танка снижало его скорость и моторесурс.

Тактико-технические характеристики основных модификаций танка PzKpfw IV
Характеристика Ausf. A Ausf. D Ausf. F1 Ausf. G Ausf. H Ausf. J
Размеры
Вес, т 18,4 20,0 22,3 23,5 25,0 25,0
Длина, м 5,60 5,92 5,92 5,92 / 6,62 5,92 / 7,02 5,92 / 7,02
Ширина, м 2,90 2,84 2,84 2,88 2,88 2,88
Высота, м 2,65 2,68 2,68 2,68 2,68 2,68
Бронирование, мм
Лоб корпуса 15 30 50 30-50 80 80
Борта и корма корпуса 15 20 20-30 20-30 20-30 20-30
Лоб башни 15 30-35 50 50 50 50
Борта и корма башни 15 20 30 30 30 30
Крыша 10-12 10-12 10-12 10-12 12-15 18-26
Днище 5 10 10 10 10 10
Вооружение
Пушка 75-мм L/24 75-мм L/24 75-мм L/24 75-мм L/43 и 75-мм L/48 75-мм L/48 75-мм L/48
Пулеметы 2 7,92-мм MG-13 2 7,92-мм MG-34 2 7,92-мм MG-34 2 7,92-мм MG-34 2 7,92-мм MG-34 2 7,92-мм MG-34
Боекомплект снаряды / патроны 122/3000 80/2700 80/3000 87/3000 87/3150 87/3150
Ходовые характеристики
Двигатель Maybach
HL 108TR
250 л.с.
Maybach
HL 120TR
300 л.с.
Maybach
HL 120TR
300 л.с.
Maybach
HL 120TR
300 л.с.
Maybach
HL 120TR
300 л.с.
Maybach
HL 120TR
300 л.с.
Потребляемая мощность, л.с. / т 13,6 15,0 13,5 12,8 12,0 12,0
Максимальная скорость по шоссе, км / ч 31 40 42 40 38 38
Запас хода по шоссе, км 150 200 200 210 210 320
Удельное давление на грунт, кг / см 0,69 0,77 0,79 0,84 0,84 0,89
Преодоление рва, м 2,6 2,3 2,3 2,2 2,2 2,2
Преодоление стены, м 0,71 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60
Преодоление брода, м 0,80 1,00 1,00 1,00 1,20 1,20

5. Серийное производство

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах круповського завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство было перенесено на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге. К марту 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации Ausf. А заводские № № шасси 80101 - 80135.

До 1941 года танки Pz. IV собирались только на заводе в Магдебурге, и количество выпущенных танков была значительно менее танков Panzer I-III. Это связано с принятой доктриной использования танка Pz. IV, как танка поддержки. Даже после начала войны его выпуск остался на низком уровне. В начале 1940 года в производстве были задействованы лишь 1200 работников, а контрактные обязательства по поставке танков были выполнены лишь на 35%.

С апреля по сентябрь выпускались танки модификации Ausf. В. Изготовлен 45 машин. № № шасси 80201-80300 А с сентября 1938 по август 1939 140 танков модификации Ausf. С (по другим данным 134 танка и 6 шасси для инженерных войск) № № шасси 80301-80500. Начиная с 40-й машины серии на танки начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM.

К началу Второй мировой войны в войска было передано 220 танков PzKpfw IV модификаций Ausf. А-С. Однако надо отметить, что в основном танки поступали в учебных подразделений, а также в резерв ОКХ, и лишь небольшое количество машин была в составе действующих войск.

Объемы производства танков Panzer IV, шт.
Годы производства 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего:
Ausf. А - Ausf. F1 с KwK 37 L/24 13 102 141 280 480 117 1133
Ausf. F2 - Ausf. G с KwK 40 L/43 877 598 1475
Ausf. G - Ausf. J с KwK 40 L/48 2445 3225 438 6088
Всего: 13 102 141 280 480 994 3023 3225 438 8696

С октября 1939 по май 1940 года производились танки модификации D собрано 229 машин, № № шасси - 80501-80748. Танки Ausf. D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении, они обозначались: Тр. - Tropen - тропический. Также в апреле 1940 года 10 машин этой серии были переработаны на мостостроители.

В сентябре 1940 началось производство танков модификации Ausf. Е, которое продолжалось по апрель 1941 года, было выпущено 223 машины (№ № шасси 80801-81500).

С апреля 1941 производство PzKpfw IV были распространены. Танки этой марки начали собирать на заводе "Nibelungenwerke" в нижней Австрии, а фирма "Vomag" специально для производства Panzer IV в 1940-1941 годах построила новый завод в Плауэн (Саксония). Основными поставщиками стальных броневых листов, корпусов и башен были заводы Круппа в Эссене, металлургический завод в Бохуме, металлургический завод в Линце, горно-обогатительный завод в Дортмунде и сталелитейний завод в Капфенберзи (Австрия). Двигатели в основном поставлялись с заводов "Maybach", а также заводов "Orenstein & Koppel" в Нордхаузен и "MAN" в Мюнхене, где двигатели изготавливались по лицензии. Коробка передач производилась на "ZF Friedrichshafen AG" в Фридрисхафенни.

В апреле 1941 года начали выпускать танки модификации Ausf. F. Сначала было выпущено 462 единицы. Из них основное количество собрали на заводе Круппа в Магдебурге - № № шасси 82001-82395. На заводах фирмы "Вомаг" и "Нибелунгверке", где производство только разворачивалось были собраны 64 (№ № шасси - 82501-82395) и 13 (№ № шасси - 82601-82613) танков PzKpfw IV соответственно.

Еще до начала операции "Барбаросса" рассматривалась возможность установки на PzKpfw IV более мощной пушки, и превращение его из танка поддержки в основной танк. Рассматривалась возможность устанавливать на Panzer IV 50-мм пушки с длиной ствола 42 калибра, аналогичной, которой оснащались танки PzKpfw III. Но опыт боев на Восточном фронте установил, как преимущество советской 76-мм танковой пушки, так и обнаружил низкую способность 50-мм пушки пробивать броню советских танков.

Тогда было решено установить на PzKpfw IV 75-мм пушку KwK40 с длиной ствола 43 калибра и дульным тормозом, снаряд которой мог пробивать броню толщиной до 89-мм при угле встречи 30 градусов. После того как на PzKpfw IV стали устанавливать такие орудия, название машины изменилась в Ausf. F2, в то время как машины той же модификации, но вооруженные короткоствольный пушками получили название Ausf. F1.

До июля 1942 года было выпущено 175 Pz. ИV Ausf. F2, и еще 25 машин переделали из F1. № № шасси танков, построенных фирмой "Крупп" - 82396-82500, № № шасси танков производства фирмы "Вомаг" - 82565-82600, № № шасси танков производства фирмы "Нибелунгверке" - 82614-82700.

Вариант Pz.IV Ausf.G, производство которого началось в мае 1942 и продолжалось до апреля 1943 года, отличался усиленной лобовой броней, были добавлены дополнительные 30 мм броневые листы, но сохранения массы танка была уменьшена бортовая броня. Кроме того, на танки этой модификации начали ставить дополнительные 5-мм противо-кумулятивные экраны ("schurzen"). Последние 412 танков этой модификации получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башни стал одностворчатая. Танки PzKpfw IV Ausf.G последних выпусков внешне очень похожи на танки модификации Ausf.Н. Всего было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющее количество, если учесть, что за пять лет с конца 1937 до лета 1942 было собрано 1300 PzKpfw IV всех модификаций (Ausf.A-F2), № № шасси - 82701-84400 .

Танки модификации Ausf.H стали наиболее массовыми среди всех моделей PzKpfw IV: с апреля 1943 по май 1944 роки заводские цеха трех фирм-производителей - "Круппа" "Вомаг" и "Нибелунгверке", - оставили 3960 боевых машин. При этом 121 танка были переделаны в самоходные и штурмовые орудия. Заводские № № шасси - 84401-89600.

На танках этой модели была установлена ​​80-мм броня лобовой части корпуса и башни. Танк PzKpfw IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на то, что была использована новая трансмиссия SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем в предыдущих модификаций. Танки Ausf.H стали первыми "четверками", на которых начали использовать циммеритна антимагнитные обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, но на практике обмазку наносили на все поверхности, к которым мог дотянуться пехотинец, который стоял на земле. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях.


6. Характеристики и свойства боеприпасов

7. Организационно-штатная структура

8. Боевое использование

9. Машины на базе PzKpfw IV

10. Был на вооружении


11. Экспорт

12. Послевоенное использования

Танки PzKpfw IV попали в сирийскую армию в конце 40-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране военную помощь. Большинство инструкторов, которые обучали сирийских танкистов были в прошлом офицерами Вермахта. Точных данных о количестве танков Pz.IV в сирийской армии нет. Известно лишь, что 17 машин Pz.IV Ausf. H Сирия в начале 50-х годов купила в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году была поставлена ​​из Чехословакии.

Первое боевое использование Pz.IV на ближнем востоке произошло в ноябре 1964 года, во время конфликта, вспыхнувшего из-за реки Иордан. Сирийские Pz.IV, занимавшие позиции на Голанских высотах, обстреляли израильские войска. Огонь израильских танков "Центурион" не нанес сирийцам никакого вреда.

Во время следующего конфликта в августе 1965 года израильские танки "Центурион" уничтожили две роты сирийских танков, которые имели на вооружении танки Pz.ИV и Т-34-85 с дистанций недоступных огня в ответ. Последние танки Pz.IV были захвачены израильтянами во время "шестидневной" войны 1967 года.

п о р Танки периода Второй мировой войны
Австралия Австралия
Sentinel
Аргентина Аргентина
Великобритания Великобритания
Vickers Mk.E Vickers-Carden-Loyd Mark VI Tetrarch Harry Hopkins Medium Tank Mark II Matilda I Matilda II Valentine Churchill Mk.I Mk.II Mk.III Mk.IV Covenanter Crusader Cavalier Centaur Cromwell Challenger Comet Centurion
Италия Италия
Fiat 3000 L3 (СV 3) L6/40 М11/39 МlЗ/40 М14/41 M15/42 Р40
Канада Канада
Ram
Третий Рейх Третий Рейх
Польша Польша
ТК 7ТР
СССР СССР
Т-18 Т-26 Т-27 БТ Т-37А Т -38 Т -40 Т-50 Т-60 Т-70 Т-80 Т-28 Т-34 Т-43 Т-44 Т-35 КВ-1 КВ-2 ИС-1 ИС-2
США США
Мl/М2 CTL СТМ Stuart Locust Chaffee М2 MTLS-IG14 МЗ Lee / Grant М4 Sherman М6 Pershing
Венгрия Венгрия
Toldi Turan
Франция Франция
FT17 31R (UE, UE2) Dl AМR 33VМ AМR 35 АМС 34YR АМС 35 R35 Н35 FСМ36 D2 Somua S35 2C B1
Чехословакия Чехословакия
vz.33 SId LТ vz.34 AH-IV LT vz.35 TNH LT vz.38
Швеция Швеция
L-60 (Strv m/38-Strv m/40) Strv m/41 Strv m/42
Япония Япония
2594 (ТК) 2597 "Те-ке" 2592 2595 "Ха-го" "Ка-ми" 2589 2597 "Чи-ха"
п о р War Ensign of Germany 1938-1945.svg Бронетехника Третьего Рейха периода Второй мировой войны Reichsadler der Deutsches Reich (1933-1945). Svg
Легкие танки
Средние танки
Тяжелые танки
Самоходные гаубицы
Sturmpanzer I Sturmpanzer II Wespe Sd.Kfz.135 / 1 Sd.Kfz.138/1 "Grille" Sd.Kfz. 165 "Hummel"
Штурмовая артиллерия
StuG III StuH 42 StuIG 33B StuG IV Sturmpanzer IV Sturmpanzer VI "Sturmtiger"
Истребители танков
Hetzer Jagdpanzer IV Jagdpanther Elefant Sd.Kfz.186 Jagdtiger
Противотанковая САУ
Panzerjger I Panzerjger 35R Marder I Marder I и Marder ИИI Nashorn Waffentrager
ВСУ
Flakpanzer I Flakpanzer 38 (t) Mbelwagen Wirbelwind Ostwind Kugelblitz
РСЗО
Panzerwerfer 42 Wurfrahmen 40 Raketen-Vielfachwerfer
Бронеавтомобили
Gepanzerter Kraftwagen Sd.Kfz 13 ADGZ Sd.Kfz.221 Sd.Kfz.222 Sd.Kfz.223 Sd.Kfz.231 (6-Rad) Sd.Kfz.231 (8-Rad) Sd.Kfz.233 Sd.Kfz.234 Sd.Kfz. 247 Sd.Kfz.254
Бронетранспортеры
250 251 252 253 254 sWS
Артиллерийские тягачи
6 7 8 9 10 11 sWS Raupenschlepper OST (RSO)
Полугусеничные автомобили и
автомобили специального назначения
Sd.Kfz 4 Kfz 70 Land-Wasser-Schlepper (LWS)
Самоходные мины
Sd.Kfz.302/303 "Голиаф" Sd.Kfz.301 Sd.Kfz.304
Полугусеничные мотоциклы
Sd.Kfz. 2
Прототипы
Panzer VIII Maus Entwicklung Series Panther II Sturer Emil 105-мм K (gp.Sfl.) Pz.Sfl. II Heuschrecke 10 Flakpanzer Coelian Kugelpanzer Panzer VII Lwe Panzer IX / X Ratte Monster


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам