Надо Знать

добавить знаний



Panzer V и Тигр


TigerITankTunis.jpg

План:


Введение

PzKpfw VI Tiger I", "Тигр" - немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны, разработанный в 1941-1942 годах фирмой "Хеншель" под руководством Эрвина Адерса. В ведомственной классификации бронетехники нацистской Германии также обозначался как "Sd Kfz 181". Впервые танки "Тигр I" пошли в бой в сентябре 1942 у станции Мга под Ленинградом, а массировать начали применяться с битвы на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина была сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года. Сначала танк назывался PzKpfw VI Ausf. H "Tiger", но после принятия на вооружение одноименного нового тяжелого танка PzKpfw VI Ausf.B в название добавили римскую цифру "I" для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как "Тигр II". Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была всего лишь одна; обозначения машин раннего и позднего выпуска PzKpfw VI Ausf. H и PzKpfw VI Ausf. E были введены исключительно с административно-учетной целью. В советских документах танк Тигр обозначался как T-6 или T-VI.


1. История создания

Первые работы по созданию танка "Тигр" начались в 1938. К этому моменту на вооружении вермахта вообще не было тяжелых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в спланированной вийськовый доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжелым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы "Хеншель" (Henschel) начал проработку 30-тонного "танка прорыва" (Durchbruchwagen). В течение 1939-1941 гг. фирма "Хеншель построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного PzKpfw IV. Толщина броневой защиты прототипов не превышала 50 мм.

После вторжение Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк Panzer IV Ausf. EF сильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer - средне-тяжелого) Т-34 обр. 1941. Аналога КВ-1 в вермахте не было вовсе. Хотя за счет высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличного взаимодействия с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном количестве боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов тридцатьчетверки и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика все же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение Panzer IV Ausf. EF. С преодолением хаоса и неразберихи в советском командовании эти машины стали представлять все большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам все чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжелого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления - модернизация уже существующих образцов бронетехники ( Panzer III и Panzer IV) и ускоренное создание своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм - "Хеншель" и "Порше" - поступили тактико-технические требования на тяжелый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как Фердинанд Порше, возглавлявший конкурентов, только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года - день рождения фюреру, времени на разработку и построение прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительном школы, выбрав для нового тяжелого танка ту же компоновочную схему, что и в Panzer IV, и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа - "шахматное" расположение опорных катков у четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортерах фирмы "Ганомаг", использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в том числе спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. По его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссии. Однако по сравнению с прототипом фирмы "Хеншель" машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали "конкуренты".

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфському полигоне военным руководством Третьего рейха был выбран прототип фирмы "Хеншель", несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf. H "Тигр" он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин - 1355 единиц.


1.1. Тактическая роль

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка "Тигр" была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи [1] :

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позже, когда стратегическая ситуация изменилась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк "Тигр" задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или в наступлении. Учет этого факта необходимо для понимания особенностей конструкции и тактики применения "Тигров".


1.2. Штатная организация

Основной тактической единицей танковых войск Вермахта было танковый батальон. Батальоны, вооруженные "Тиграми", состояли сначала из двух, а затем из трех рот. Батальон 3-ротного состава имел по штату 45 танков [2]. Как правило, 2 или 3 батальона составляли танковый полк, его обычно предоставляли корпусном командованию для усиления (однако случаи формирования из одних "Тигров" целых полков неизвестны).

По одной роте "Тигров" также имели в 1943 году элитная моторизованная дивизия Вермахта "Grodeutschland" ("Великая Германия") и дивизии СС: 2-я танковая дивизия СС "Das Reich" ("Рейх"), 1-я дивизия СС Лейбштандарт "Adolf Hitler" ("Адольф Гитлер") и 3-я танковая дивизия СС "Totenkopf" ("Мертвая голова").


1.3. Варианты

Танк имел два варианта:

2. САУ на базе "Тигра I"

38 cm RW61 auf Sturmmrser Tiger, Sturmpanzer VI, "Штурмтигр" - тяжелая САУ, вооруженная размещенным в неподвижной бронированной рубке переделанным 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометов, не принятым на вооружение кригсмарине. "Штурмтигры" переделывались из поврежденных в боях линейных "Тигров", всего переоборудовано 18 машин.

3. Боевое применение

3.1. Первый бой

Рано утром 23 августа 1942 первые четыре серийных "Тигра" были погружены на железнодорожные платформы и отправлены на фронт. Испытать новые танки немцы хотели в штурме Ленинграда. Пока "Тигры" перевозились по железной дороге, ранним утром 27 августа началась Синявинська операция советских войск под Ленинградом. 29 августа "Тигры" выгрузились из эшелона на станции Мга. Танки, только что выгрузились, хотели бросить против успешного советского наступления. Но уже во время выдвижения на исходные позиции начались поломки. В двух танков вышла из строя коробка передач, у третьего - перегрелся и загорелся двигатель. Эти агрегаты, которые и так перегружены большой массой танка, получили дополнительную нагрузку из-за движения по мокрой земле [3].

В кратчайшие сроки в ремонтных мастерских с использованием присланных самолетом с завода-изготовителя деталей танки были отремонтированы и 15 сентября снова стали в строй.

22 сентября все тот же укомплектованный "Тиграми" взвод вместе с танками Panzer III принял участие в наступлении 170-й пехотной дивизии на части 2-й советской ударной армии, в той же самой болотистой местности под Ленинградом. В результате этого сражения у одного танка в результате попадания снаряда заглох двигатель, а три других сумели дойти до передовой противника, получив серьезные повреждения, и остановились там из-за бездорожья и технические проблемы. Из четырех танков три были эвакуированы, а один, со снятым немцами оборудованием и взорван, был захвачен советскими войсками [4].

По другим данным [5], подбитых "Тигров" на ленинградском направлении 21 сентября 1942 а на дороге Мга - Синявино было шесть, и один из них по состоянию на 2009 год представлен на открытом танковом площадке Ленино-Снегиревского военно-исторического музея.


3.2. Африканский театр военных действий

После второго сражения под Эль-Аламейном в октябре - ноябре 1942 танковый корпус "Африка" под командованием фельдмаршала Роммеля потерпела поражение и поспешно стала отступать на запад. Гитлер приказал перебросить в Северную Африки 1 роту 501-го танкового батальона. 1 декабря 1942 "Тигры" атаковали танки противника у Джедид, подведя с дистанции 150 метров 2 английских "генерала Ли". На следующий день "Тигры" уничтожили 4 противотанковых орудия, 6 легких танков "Генерал Стюарт", 2 американских полугусеничных бронетранспортера и несколько грузовиков. С 18 по 25 января 1943 "Тигры" уничтожили 25 орудий, 9 самоходных орудий и бронетранспортеров, 7 танков, 125 грузовиков, 2 бронеавтомобиля и взяли в плен 235 солдат противника. В боях в Тунисе с 20 по 24 апреля "Тигры" уничтожили 75 танков противника. Но немецкие войска в Тунисе капитулировали, и все уцелевшие до настоящего момента танки были взорваны экипажами и попали в руки союзников.


3.3. Восточный фронт, первая половина 1943

Следующий бой "Тигров" был более удачным: 12 января 1943 года четыре "Тигра", пришедших на подмогу девяносто шестой пехотной дивизии Вермахта, подвели 12 советских Т-34. Тем не менее, в ходе боев по прорыву блокады Ленинграда 17 января 1943 года советские войска захватили один практически невредим "Тигр". Экипаж покинул его, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы и оружие [6].

В декабре 1942 года несколько десятков этих танков получил в свое распоряжение Манштейн, который пытался деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию Паулюса (подтвержденных данных о том, что "Тигры" использовались под Сталинградом, нет).

Полноценный дебют "Тигров" произошел во время боев под Харьковом в феврале - марте 1943 -го. В частности, моторизованная дивизия Великая Германия имела до начала боев 9 танков "Тигр", составляли 13-ю роту танкового полка [7], тд СС "Адольф Гитлер" имела 10 "Тигров" (1-й танковый полк) [8 ], тд СС "Рейх" - 7, тд СС "Мертвая голова" - 9 [9].


3.4. Курская битва

В немецких войсках, участвовавших в операции "Цитадель", находилось 134 танка "Тигр" (еще 14 - командирские танки, вооруженные пулеметами). "Тигры" использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков. Мощное вооружение и бронирование PzKpfw VI позволяло им эффективно поражать любой образец бронетехники противника, что вело к весьма больших счетов немецких экипажей, которые воевали на "тиграх" на Курской дуге.

3.5. Тактика

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка "Тигр-I" [10] :

... С учетом прочности брони и силы оружия "Тигр" должен применяться в основном против танков и противотанковых средств
противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боев, оружие "Тигра" позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более,
особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет "Тигра" идти на сближение с противником без риска серьезных
повреждений от попаданий. Тем не менее, нужно стараться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

Основной формой организации "Тигров" был отдельный тяжелый танковый батальон. По штату 1945 батальон состоял из трех рот по 14 танков в каждой. Еще три танка, в штабе батальона. Всего батальон имел 45 "Тигров". В батальоне также были пять ремонтно-эвакуационных танков "Бергепантера", 34 тягача, 171 автомобиль и 11 зенитных танков. Батальон предоставлялся полностью или поротно как средство усиления пехотном, танковом или мотопехотной соединению.

Основной проблемой "Тигров" был быстрый выход из строя во время марша. Этот недостаток был особенно чувствительным во время оборонительных боев, когда часто направление удара противника не было угадано, и приходилось форсированным маршем перемещаться к месту прорыва для его парирования. Это усугублялось дефицитом топлива, которого "Тиграм" нужно было много. В результате этого многие танков было просто брошено вдоль дорог из-за поломки или пустые баки.

Однако когда бои переместились на территорию Германии, дистанции маршей сократились. Поэтому "Тигры" проходили нужное расстояние.


3.6. Итальянский театр военных действий

3.7. Восточный фронт, 1944-1945

3.8. Западный фронт, 1944-1945

4. Оценка проекта

Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf. H "Тигр I", без сомнений, был одним из наиболее удачных конструкций, принятых на вооружение Вермахта. Вплоть до конца 1943 года он был по совокупности своих боевых свойств сильнейшим танком мира, оказав, таким образом, решающее влияние на дальнейшую эволюцию как класса тяжелых танков, так и противотанковых средств. К преимуществам машины следует отнести мощные вооружение и бронирование, продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи. После устранения "детских болезней" к лету 1943 года надежность "Тигра I нареканий в целом не вызвала, танк пользовался популярностью в вермахте и имел хорошую репутацию у своих экипажей. Это было в значительной мере следствием существенных наработок конструкторов фирмы "Хеншель" по опытным машинам, которые не пошли в серию. С технической точки зрения танк был типичным представителем немецкой школы танкостроения с рядом оригинальных решений, примененных в его конструкции (например, нестандартное отношение длины и ширины бронекорпуса). С другой стороны (и как обратная сторона его достоинств), "Тигр I" имел и недостатки, к которым относились высокая сложность и стоимость производства, низкая ремонтопригодность машины.


4.1. Вооружение

Основное оружие Тигра I, - 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советских КВ-85 и ИС-1 не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобьекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах, и только появление ИС-2 и поздних модифицированных "Черчилль" сделало эти проблемы действительно серьезными. 75-мм броня советских танков КВ-1 при определенных условиях могла выстоять против 88-мм снарядов, но, учитывая слабость вооружения КВ-1 против брони "Тигра I", это в ситуации открытого боя на дальней дистанции в целом не давали первым сколько-нибудь заметного шанса на выживание - "Тигр I" совершенно спокойно мог поразить КВ вторым, а если надо - то и последующими попаданиями . Танков КВ-85, способных лучше противостоять "Тигра I, выпускавшихся осенью 1943 года, было выпущено не слишком много. И только танки серии ИС (ИС-1 и ИС-2) имели бронирование, что позволяло выдержать обстрел из KwK 36 с лобовых ракурсов и средних дистанций. Верхняя лобовая деталь танка ИС-2 с улучшенным бронезащитой корпуса образца 1944 не пробивалась с 88-мм пушки "Тигра I даже при обстреле в упор (данные бронебойных калиберных снарядов).


5. Фотогалерея

  • Танк "Тигр" в Ленино-Снигиревском военно-историческом музее.

  • 18 июня 1944, Италия, к северу от Рим.

  • Танк "Тигр" Bovington.

  • На Восточном фронте, 1943.


Примечания

  1. Wilbeck, Christopher W. "Sledgehammers: Strengths and Flaws of Tiger Heavy Tank Battalions in World War II" | isbn = 0971765022)
  2. Г. Гудериан "Танки - вперед!"-Смоленск: Русич | isbn = 5-88590-994-6)
  3. http://militera.lib.ru/h/isaev_av6/05.html - militera.lib.ru/h/isaev_av6/05.html Исаев А. В. "Огненное волшебство" Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали, 2006
  4. http://www.wio.ru/tank/ww2tanru.htm - www.wio.ru/tank/ww2tanru.htm
  5. Охота на "Тигра". Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивали по частям - versiasovsek.ru / material.php? 5097. С. Плотников. "Версия".
  6. http://pz-division.clan.su/bronetech/4tigerp.htm - pz-division.clan.su/bronetech/4tigerp.htm
  7. http://militera - militera .lib.ru/h/isaev_av6/13.html Исаев А. В. "Прыжок" в никуда "Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали", 2006
  8. Рипли, с. 117
  9. Рипли, стр. 341
  10. http://www.fprado.com/armorsite/tiger1.htm% 7Ctitle = Panzerkampfwagen - www.fprado.com/armorsite/tiger1.htm|title=Panzerkampfwagen Tiger Ausf. E (Tiger I) The Armor Site! англ.

Источники

  • Otto Carius. Tiger im Schlamm. - 234 p. ASIN B0007JUK0O (Англ.)
  • Барятинский М. "Тигры" в бою. - М.: Яуза, Эксмо, 2007.
  • Тем Рипли История войск СС 1925 - 1945. - М.: Центрполиграф, 2009.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам