Надо Знать

добавить знаний



Poena cullei


Палач в экспозиции орудий пыток.jpg

План:


Введение

Poena cullei лат. "Казнь в мешке" ) - Квалифицированный вид смертной казни, известный римском уголовному праву.


1. Poena cullei в Римском государстве

Заключалась в зашивания казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеей, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоеме.

Применялась за убийство родственников, прежде всего - отца (parricidium). [1]

Носила сакрально-символический характер, так как преступник, который подвергался poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.

По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы ("Кто украдет или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет" паррицидою ""). [2]

С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц. [3]

Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предполагается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6). [4]


2. Средневековая рецепция

Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизмененном виде) в ряде европейских стран.

Так, в французском своде обычного права "Livres de Jostice et de Plet" ( 1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о "казни в мешке" с петухом, собакой и змеей (обезьяна не упомянута, видимо, по причине редкости этого животного для средневековой Европы).

Чуть позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника ( вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (или двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название "еврейской казни", поскольку со временем стала применяться исключительно к преступников евреев (к христианам применялась в редких случаях в XVI-XVII вв.).

"Еврейская казнь". Средневековая миниатюра.

"Еврейская казнь" применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, осужденный к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его или миловали, или заменяли мучительную ?еврейскую казнь" отсечением головы.

Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:

  • Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепым первые девять дней своей жизни);
  • Петух означает само преступление;
  • Змея означает горе родителей казнимого;
  • Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершенного преступления).

Собака приобретал дополнительное символическое значение именно в контексте "еврейской казни", так как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшей грех зависти. [5] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньей и некоторыми другими животными) включался средневековыми теологами в т. н. "Дьявольский бестиарий" , т.е. перечень живых существ, которые являются помощниками Дьявола в земном мире.


См.. также

Примечания

  1. Цицерон. Речь в защиту Секста Росция с Амери - www.fidel-kastro.ru/classika/cicero/ciceron1.htm. (XXV)
  2. Цицерон. Диалоги: О законах. # z2_051 Книга 2 - www.humanities.edu.ru/db/msg/41790. (22)
  3. Рудоквас А. Д. / rudokvas/rud013.htm Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого - www.centant.pu.ru / aristeas / monogr - Публикации Центра антиковедения СПбГУ
  4. Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. С. Д. Сказкин - Гол. 11 - Законодательные реформы Юстиниана - historic.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st019.shtml
  5. См.: Тогоева А. И. "Истинная правда". Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам