Tatra KT4
Tatra KT4 (Tatra KT4A2) - сочлененный двухсекционный четырехосный односторонний трамвайный вагон, серийно выпускался предприятием "ČKD Tatra" с 1973 по 1997 года. Вагоны эксплуатируются прежде в постсоциалистических странах Европы и в Северной Корее. Вагон предназначен для эксплуатации в городах с узкими улицами, обеспечивается, во-первых, малой шириной кузова, во-вторых, вузькоколийнистю модификаций, в-третьих, двосекцийнистю и расположением сцепления посередине вагона.
1. Характеристики
1.1. Кузов и салон
Кузов вагона состоит из двух частей, которые поворотно соединены шарниром под полом и на крыше. Каждая секция расположена на своей тележке. Для однозначного определения кинематической связи между тележками и кузовом, в пространстве под вагоном находится тяговый механизм, в зависимости от взаимного поворота тележек отклоняет середину кузова в месте нахождения шарнира и гарантирует взаимный поворот секций кузова, а этим и оптимальный проезд кривой.
Tatra KT4 имеют широкие окна и окутни формы. В вагоне четыре двери с шириной проема 1300 мм. Вентиляция пассажирского салона обеспечивается люками и форточками. Батареи расположены в боковых кожухах у пола.
1.2. Технические характеристики
Тележка вагона имеет простую конструкцию. Рама тележки состоит из двух эластично соединенных Учебник. Рессорное подвешивания между рамой тележки и трубкой осуществляется с помощью резиновых и стальных пружин. На каждой тележке помещены два тяговых двигателя с собственной вентиляцией. Соединение между двигателями и редуктором осуществляется с помощью карданного вала. Редуктор на оси - двухступенчатый, с цилиндрической и конической зубчатой передачей. Он может быть использован также и как гипоидных.
Каждая тележка имеет два рельсовых тормоза, которые питаются от батареи напряжением 24 V. На валу каждого двигателя работает механическое колодочне тормоз, начиная со скорости 4 км / ч действует как стояночный или догальмовуюче. Тележки существуют в модификациях как для пути 1000 мм, так и 1435 мм.
На главной панели водителя (пульте) размещены все важные элементы сигнализации и управления. На полу в кабине водителя находятся ходовые и тормозные элементы управления. Слева находятся отключения контактного провода - заземление и высоковольтные предохранители. Место водителя отапливается калорифером. В задней части вагона, для маневрирования трамваем без пассажиров, предусмотрен вспомогательный переключатель управления вагоном.
Вагон оснащен тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) типа TV3. Тяговые двигатели ТО-023 соединены последовательно, каждая группа двигателей управляется одним тиристорного-импульсным преобразователем. Импульсных преобразователи управляются электронным регулятором форме логических сигналов выгодно особенно при управлении в системе многих единиц.
В батареях используется статический преобразователь. Благодаря исключению мотор-генератора в низковольтной сети (24 V) повысилась электрическая эффективность и эксплуатационная надежность вагона. В модификации КТ4t, как составная часть электрического оснащения, смонтирована система защиты от буксования и юза, которая улучшает использование адгезионную массы и защищает моноблок от повышенного износа.
2. Модификации



Традиционно для вагонов "Tatra", KT4 модифицировались отдельно для каждой страны, в которую поставлялись. От этого зависит первая буква приставки. Другие буквы в приставке осначають постзаводськи модификации вагонов (капитальные ремонты с видоизменениями).
- Tatra KT4D - моторная заводская модификация, производилась для Германской Демократической Республики. Это - первоначальный вариант модели Tatra KT4. Первые пробные экземпляры были изготовлены в 1969 и 1973 годах. Они прошли испытания в Праге и были направлены в Потсдам. Серийное производство вагонов началось в 1974 году. Модель имеет много модификаций, как заводских, так и парковых: Tatra KT4D, Tatra KT4DC, Tatra KT4DM, Tatra KT4Dt, Tatra KT4DtM.
- Tatra B4D - прицепная заводская модификация для ГДР. Имеет много парковых модификаций, ставшие результатом парковых ремонтов: Tatra B4DC, Tatra B4D-NF, Tatra B4DM, Tatra B4DMS.
- Tatra KT4SU - моторная заводская модификация для Советского Союза. Первые прототипы KT4SU были созданы в 1976 году, после испытаний в Праге они поступили в Львова. Серийное производство Tatra KT4SU началось в 1980 году.
- Tatra KTNF6 - парковая модификация вагонов Tatra KT4SU в Таллинне. Заключается в вчленуванни между двух частей кузова вагона низкопольных вставки.
- Tatra KT4YU - моторная заводская модификация для Югославии, которая производилась с 1980 года.
- Tatra KT4K - моторная заводская модификация для столицы КНДР Пхеньяна. 50 таких вагонов было изготовлено в 1990 году.
3. Города, в которых эксплуатируются трамвайные вагоны Tatra KT4
В таблице представлены данные по заводским поставок вагонов. Дальнейшие купивли-продажи/передання вагонов между городами в таблице не отражены.
Страна | Город | Тип | Годы поставок | Количество, шт | Регистрационный номер | Примечания |
![]() | Таллинн | KT4SU | 1980 - 1990 | 73 | 51-123 | |
![]() | Пхеньян | KT4K | 1991 | 50 | 1175-1224 | |
![]() | Лиепая | KT4SU | 1983 - 1988 | 22 | 216-235 | номера 220 и 221 дублировались |
![]() | Берлин | KT4D | 1976 - 1987 | 574 | ||
Бранденбург-на-Хафеле | KT4D | 1979 - 1983 | 16 | 170-185 | ||
Эрфурт | KT4D | 1976 - 1990 | 156 | 401-555 | номер 404 дублировался | |
Франкфурт-на-Одере | KT4D | 1987 - 1990 | 34 | 201-234 | ||
Гера | KT4D | 1978 - 1990 | 60 | 301-344, 348-363 | ||
Герлиц | KT4D | 1983 - 1990 | 11 | 001-011 | ||
Гота | KT4D | 1981 - 1982 | 6 | 301-306 | ||
Котбус | KT4D | 1978 - 1990 | 65 | 1-65 | ||
Лейпциг | KT4D | 1976 | 8 | 1301-1308 | ||
Плауэн | KT4D | 1976 - 1988 | 35 | 201-235 | ||
Потсдам | KT4D | 1974 - 1983 | 45 | 001-044 | номер 011 дублировался | |
Цвиккау | KT4D | 1987 - 1990 | 32 | 928-954 | номера 945-949 дублировались | |
![]() | Калининград | KT4SU | 1987 - 1994 | 41 | 401-441 | |
Пятигорск | KT4SU | 1988 - 1994 | 35 | 120-154 | ||
![]() | Белград | KT4YU | 1980 - 1997 | 220 | 201-420 | |
![]() | Винница | KT4SU | 1980 - 1990 | 81 | 148-228 | |
Евпатория | KT4SU | 1987 - 1990 | 18 | 30-47 | ||
Житомир | KT4SU | 1981 - 1987 | 20 | 19-38 | ||
Львов | KT4SU | 1976 - 1988 | 145 | 1001-1145 | ||
![]() | Загреб | KT4YU | 1985 - 1986 | 51 | 301-351 |
В 2000-х годах бывшие восточногерманских города, в связи с обновлением подвижного состава, осуществляли активной распродажи вагонов Tatra KT4D. Все они перед этим прошли ремонт в Германии, поэтому находились в хорошем состоянии. Благодаря этому нарушилась заводская классификация моделей. Такие вагоны активно зкуповувалы города, такие как, например, Львов, Таллинн, Галац, Щецин, Пятигорск, Алматы и другие.