Tirpitz (1939)

Tirpitz altafjord.jpg
Tirpitz-2.jpg

Тирпиц ( нем. Tirpitz ) - Второй линкор типа "Бисмарк", входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал [1], однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим Конвой в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить "Тирпиц" длились несколько лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжелыми бомбами типа "Tallboy". Детали линкора хранятся в военных музеях мира.


1. История применения

Спуск
Данные корабля

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что "Тирпиц" будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора "Бисмарк" заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому "Тирпиц" использовался крайне редко.

В январе 1942 года "Тирпиц" был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсей ( норв. V?gs?y ). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако даже простое присутствие "Тирпица" связывала значительные силы Королевского флота, хотя за все время пребывания в Норвегии он сделал только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря "Тирпиц" был потоплен на стоянке в Тромсе 12 ноября 1944 в результате авианалета с применением сверхтяжелых пятитонных бомб "Толлбой".


1.1. Операции "Тирпица"

1.1.1. Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 по порту в Исландии, а QP-8 примерно в то же время с Мурманская. 5 марта "Тирпиц" в сопровождении трех эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьего острова. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз "Ижора", который отстал от QP-8. 9 марта "Тирпиц" был замечен самолетом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс ( нем. Otto Ciliax ) Принял решение прервать поход и вернуться на базу.


1.1.2. Операция R?sselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать "Тирпиц" и тяжелые крейсера "Адмирала Шеера" и "Адмирал Хиппер" для атаки конвоя PQ-17 (План R?sselsprung - "Ход конем"). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. В этот же день линкор был атакован советским подлодкой "К-21" под командованием А. Лунина. Лодкой был проведен залп из четырех кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов слабых. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советских документах, мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении "Тирпица" в ходе атаки "К-21" [2], однако доповидник немецкой пропаганды сообщил, что линкор не претерпел атаки [3]. Традиционной версии на Западе (и в некоторых отечественных историков последнее время) есть объяснение услышанных звуков взрывов торпед их подрывом при ударах о грунт или удаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых эсминцами сопровождения. Однако, отказавшись от атаки конвоя, "Тирпиц" уходил на малой скорости (10 узлов против 22 в начале операции) и, вернувшись на базу, ремонтировался до января 1943 года, хотя никаких других атак линкор не получил.

Чуть позже "К-21" линкор был обнаружен и британским подлодкой "Аншейкн". К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и "Тирпиц" вернул назад [4]. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы "Тирпица", сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.


1.1.3. Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien ("Сицилия") - рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержки с линкоров "Тирпиц" и "Шарнхорст" и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда "Тирпиц" стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не совершил ни одного выстрела).

1.2. Операции против "Тирпица"

Англичане начали атаки на "Тирпиц" еще во время строительства и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

1.2.1. Операция Title

30-31 октября 1942 года. Попытка уничтожить "Тирпиц" с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием "Колесница" - ( англ. Chariot ), Которыми были торпеды, управляемые человеком [6]. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытого буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера "Arthur" (капитан - Leif Larsen).

30 октября катера с торпедами на буксире удалось войти в фьорд Тронхайма ( норв. Trondheimsfjord ). Когда к месту стоянки "Тирпица" оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. "Артур" зашел в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент к Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком до шведской границы.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.


1.2.2. Операция Source

Сентябрь 1943: первая успешная операция против "Тирпица". Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса "Экс" ( англ. X ). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать "Тирпиц" должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потопилений, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на проявленную опасность, "Тирпиц" не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьезные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана из станины одна из турбин. Башня "C" весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровые погоны. Исправить башню за доком оказалось невозможным. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась [7].

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.


1.2.3. Операция Tungsten

Воздушная атака 3 апреля 1944

К апрелю 1944 "Тирпиц" был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот начал операцию с кодовым названием "Вольфрам" (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода "Тирпица" на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. До 8:00 атака была завершена: потери составили три самолета. "Тирпиц" потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметную вред.


1.2.4. Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

"Тирпиц" все еще оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налеты: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к тому времени немцы организовали воздушную оборону, особенно систему дымовых завес, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

1.2.5. Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 "Тирпиц" наконец прошел морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

1.2.6. Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane была сделана Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы ягодник под Архангельском. Самолеты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовые (230 кг) подводными "ходячими" минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб все-таки попала в нос корабля, сделав его немореходном. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсе, как плавучую артбатарею на случай ожидаемого вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решение не возобновлять корабль.

28 октября из базы Лоссимут в Шотландии был сделан очередной налет на Тирпиц, под названием Операция Obviate ( англ. устранять ) - Но в последний момент корабль был скрыт облаками, и только одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнулись гребной вал.

Корабль вверх килем 12 ноября 1944

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпица не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и выполнили 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, оторвал башню "С". В результате Тирпиц затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн, через несколько минут после атаки, забрав с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Немецким ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолетов, участвовавших в налете, но его команда спаслась, ?жестко? приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинен в пренебрежении обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьезную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.


1.3. После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остается там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, обеспечивая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог ( норв. Honningsv?g ).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озера, появившиеся в воронках от взрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), которые не попали в цель. В настоящее время [ Когда? ] некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом ( норв. Vegvesenet ) Как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ [8]. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и другую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивкы хранится в Королевском военно-морском музее "Explosion!" ("Взрыв!") В Госпорт, Гемпшир.


2. Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур Зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 - 25 февраля 1941
  • Капитан цур Зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 - 24 февраля 1943
  • Капитан цур Зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 - 1 мая 1944
  • Капитан цур Зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 - 4 ноября 1944
  • Капитан цур Зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 - 12 ноября 1944 (убит в бою)

3. Интересные факты

  • С "Тирпиц" связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задачи, основой которого явно послужила реальная сделка. В игре миссия прошла успешно, был заминирован не только сам "Тирпиц", но и минный тральщик "Олаф", а также с последнего украдена шифровальная машина "Энигма".
  • "Тирпиц" был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию - минировании котлов и уничтожения электронных блоков системы РЛС.
  • "Тирпиц" также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, совершил на корабле диверсию и пустил его на дно.

См.. также

  • "Бисмарк" - первый корабль типа "Бисмарк";
  • Адмирала Шеера (тяжелый крейсер);
  • Tallboy (бомба).

Примечания

3. ↑ М. Э.. Морозов, К. Л. Кулагин. "Катюши" в бою. - Морская Коллекция, № 2, 2008 4. ↑ Тайна атаки К-21 Александр Фидель ("2000", № 26, 27 июня - 3 июля 2008) 5. ↑ 6. ↑ "Tirpitz" - The History 7. ↑ Вудворд, стр. 419

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд "Тирпиц". Боевые действия линкора в 1942-1944 годах = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. - 255 с. - ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачёв A.В. Охота на Тирпиц. М.: Андреевский флаг, 1993.

Примечания

  1. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор "Одинокая Королева Севера" ( норв. Den ensomme Nordens Dronning )
  2. Например, Советская подлодка К-21 стоило всего британского флота. Независимое военное обозрение. В. Заборский 17 марта 2000
  3. Die Wehrmachtberichte 1939-1945 Band 2, 1. Januar 1942 bis 31. Dezember 1943 (in German). M?nchen: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, 1985. ISBN 3-423-05944-3
  4. Т. Тудейа, Д. Вудворд "Сумерки морских богов", - АСТ, 2002, стр. 366
п ? в ? р
Кригсмарине
Командующие Гросс-адмирал Эрих Редер ? Гросс-адмирал Карл Дениц ? Ганс Георг фон Фридебург ? Вальтер Варцеха War Ensign of Germany 1938-1945.svg
Крупные надводные корабли
Линкоры Тип "Бисмарк": "Бисмарк" ? "Тирпиц"
Тип "Шарнхорст": "Шарнхорст" ? "Гнейзенау"
Тип "Дойчланд" (броненосцы): "Шлезиен" ? "Шлезвиг-Гольштейн"
Авианосцы Тип "Граф Цеппелин": "Граф Цеппелин" ? "Авианосец Б"
"Где Грасс" ? "Зейдлиц" (с крейсера)
Тяжелых Тип "Дойчланд" (карманные линкоры): "Дойчланд" ("Лютцов") ? "Адмирал граф Шпее" ? "Адмирал Шеер"
Тип "Адмирал Хиппер": "Адмирал Хиппер" ? "Блюхер" ? "Принц Ойген" ? "Зейдлиц" ? "Лютцова"
Легкие крейсеры Тип "Эмден": "Эмден"
Тип "К": "Кенигсберг" ? "Карлсруэ" ? "Кельн"
Тип "Лейпциг": "Лейпциг" ? "Нюрнберг"
Вспомогательные крейсеры "Орион" ? "Атлантис" ? "Виддер" ? "Тор" ? "Пингвин" ? "Штирия" ? "Комет" ? "Корморан" ? "Михель" ? "Коронель" ? "Ганза"
Эсминцы
Типа: 1934 ? 1934A ? 1936 ? 1936 ? 1936A (Mob) ? 1936B
Флотилии: 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? 6 ? 8
Миноносцы
Типа: 1923/Raubvogel ? 1924/Raubtier ? 1935 ? 1937 ? 1939/Elbing ? 1941 / "Аусланд"
Флотилии: 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? 6 ? 7 ? 9 ? 10
Торпедные катера
Типы S 26 ? S 30 ? S 38 / S 38b ? S 100 ? S 151 ? Typ 700
Флотилии: 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? 6 ? 7 ? 8 ? 9 ? 10 ? 11 ? 21 ? 22 ? 24 ? 1 (учебная) ? 2 (учебная) ? 3 (учебная)
Учебно-артиллерийские "Бремзе" ? "Бруммер"
Подводные лодки ( список)
Проекты Тип I ? Тип II ? Тип VII ? Тип IX ? Тип X ? Тип XIV ? Тип XVII ? Тип XXI ? Тип XXIII | Незавершенные проекты
Флотилии Боевые: 1 ? 2 ? 3 ? 5 ? 6 ? 7 ? 9 ? 10 ? 11 ? 12 ? 13 ? 14 ? 23 ? 29 ? 30 ? 33
Обучающие: 4 ? 5 ? 8 ? 18 ? 19 ? 20 ? 21 ? 22 ? 23 ? 24 ? 25 ? 26 ? 27 ? 31 ? 32