Надо Знать![]() | ВведениеWish You Were Here - концептуальный альбом британского рок-группы Pink Floyd. Записано в январе-июле 1975 в студии "Эбби Роуд" и выпущено 15 сентября 1975. Wish You Were Here затрагивает темы отчуждения, проблемы музыкальной индустрии и личность бывшего участника группы Сида Барретта, покинувшего коллектив из-за нестабильного психического состояния, вызванного злоупотреблением наркотиками. Первые сессионные записи давались тяжело и проходили в напряженном режиме, концепцию альбома предложил Роджер Уотерс, решив разделить главную композицию "Shine On You Crazy Diamond" на две части и добавить к ней еще три новые песни. Заглавная песня стала данью уважения к Барретту, который по иронии судьбы экспромтом посетил студию прямо во время записи. Визит оказался настолько неожиданным, и внешность музыканта так сильно изменилась, что участники группы не сразу признали в нем своего старого товарища. Во время записи альбома было использовано большое количество разнообразных студийных эффектов и синтезаторов. Вокальную партию в песне "Have a Cigar" исполнил специально приглашенный вокалист Рой Харпер. Один из крупнейших альбомов группы, Wish You Were Here занимает 209 мест в Список 500 лучших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone 1. Основы и концепцияВ 1974 году музыканты активно гастролировали по Англии и Франции, организуя множество концертов в поддержку изданного годом ранее альбома The Dark Side of the Moon. В настоящее время в репертуаре Pink Floyd появились три новые песни "Raving and Drooling", "Gotta Be Crazy" и "Shine On You Crazy Diamond" [~ 1] [1], которые во время тура активно выполнялись и должны были стать основой будущей пластинки. Участники группы не приглашали журналистов, не давали интервью и вообще старались дистанцироваться от прессы. Сложные взаимоотношения со средствами массовой информации преимущественно были продиктованы циничными и желчными статьями, написанными Ником Кентом и Питом Ирскином ( англ. Pete Erskine ), Обозревателями музыкального журнала New Musical Express - журналисты подвергали жестокой критике весь новый материал, записанный без участия Сида Барретта. В первую неделю нового 1975 музыканты вернулись на студию Эбби Роуд и приступили к работе [2]. Wish You Were Here - это второй альбом, концепция которого полностью была разработана Роджером Уотерсом, тексты песен отразили его беспокойство по поводу потери атмосферы товарищества и братства, сопровождавшая группу на раннем этапе развития [3]. Альбом начинается с протяженной инструментальной преамбулы, звучащей восемь минут тридцать секунд, и только после нее следует текст песни "Shine On You Crazy Diamond". Песня, главным образом, посвящена Сиду Барретту, который из-за проблем с наркотиками и психическим здоровьем несколькими годами ранее был вынужден группу покинуть [4]. С помощью музыки и текстов Уотерс хотел передать всю грусть, связанную с отсутствием Барретта, назвал его "сумасшедшим бриллиантом" ( англ. Crazy Diamond ) [5]. Альбом также критикует устоявшийся музыкальный бизнес. Сразу после "Shine On" следует песня "Welcome to the Machine", которая начинается звуком открывания дверей автомобиля, символизирующий, как считает Уотерс, музыкальные открытия и находки, подло преданные жадной до денег индустрией. Песня заканчивается звуками шумной вечеринки, по мнению автора указывает на "недостаточность отношений и искренних чувств между людьми". Композиция "Have a Cigar" подобным же образом проявляет пренебрежение к "денежным мешкам" звукозаписывающих компаний, присутствует в ней лирика изобилует характерными аллегориями и клише, например, "мы сбились со счета" ( англ. we can hardly count ), "Мы называем это загребания денег" ( англ. we call it riding the gravy train ) И "кстати, какой из вас Пинк?" ( англ. oh by the way, which one's Pink? ) - Вопрос, задаваемый участникам группы при каждом удобном случае [~ 2] [6]. Текст песни "Wish You Were Here" описывает не столько удручающее состояние Барретта, сколько развитие личности Уотерса, как утверждал сам автор, она о "противоборстве двух сторон" его собственного противоречивого характера: сопереживал идеалиста и "хватку, жадного, эгоистичного паренька, мечтающего дорваться до сладостей и все их съесть " [7]; образ "стального рельса" ( англ. steel rail ) Был взят из песни Баррета "If It's In You" с альбома The Madcap Laughs [8]. Пластинка заканчивается репризой к "Shine On" и инструментальной партией в финале. 2. История записиВозведением предыдущего альбома группы занимался Алан Парсонс, штатный звукорежиссер компании EMI, но в этот раз он отказался от участия в проекте (в основном из-за успеха своей собственной группы The Alan Parsons Project) [9]. Поэтому музыкантам пришлось работать с Брайаном Хамфрис ( англ. Brian Humphries ), Который до этого уже дважды сотрудничал с Pink Floyd: первый раз 1969 при записи саундтрека к фильму More [10] и второй раз в 1974-м, когда на одном из концертов заменил недостаточно квалифицированного звукоинженера [11]. Хамфрис был вполне компетентным, однако на студии Эбби Роуд он оказался впервые, и поэтому в процессе возведения возникли некоторые трудности. Самое курьезное из приключений произошло на раннем этапе записи, когда по невнимательности он испортил все фонограммы для песни "Shine On You Crazy Diamond", которые Уотерс и Мейсон доводили до идеала на протяжении многих часов. Большая часть композиций оказалась зашумленной эхом, поэтому пришлось все переписывать заново [6] [12] [13]. Приступив к работе на "студии 3", группа с самого начала столкнулась с проблемой переработки накопившегося материала - предыдущий успешный альбом The Dark Side of the Moon опустошил всю четверку музыкантов как физически, так и эмоционально [14]. Говоря о первых сессиях, Ричард Райт охарактеризовал происходящее "началом неясности", а Роджер Уотерс назвал это время "болезненным" [15]. Барабанщик Логин Мейсон считал процесс многодорожечной записи длительным и изнурительным [16], в то время как Дэвид Гилмор вообще скорее был заинтересован в усовершенствовании уже существующего материала, чем в написании чего-то нового. Кроме того, все сильнее и сильнее усложнялись отношения между ним и Мейсоном, который через неудачной свадьбы находился в состоянии апатии - отчуждение и разочарование существенно сказывались на манере его игры [15]. Мейсон отметил, что тогдашнее состояние Pink Floyd весьма точно определила грубая обличительная статья Ника Кента, опубликована в журнале New Musical Express, эта критика сильно повлияла на музыкантов и возможно именно она удержала группу от распада [17] [18].
Тем не менее, после нескольких недель застоя Уотерс же начал воплощать в жизнь новые идеи [15]. Три композиции, родившиеся во время тура 1974, были отличным стартом для записи альбома, а песня "Shine On You Crazy Diamond" так и просилась стать главным звеном в концепции новой пластинки. Большей степени будучи инструментальной, эта песня представляла собой двадцатишестиминутний трек вроде "Echoes" и начиналась четирехнотной гитарной партией, которая напоминала Уотерс о "томительном призрак" бывшего участника Pink Floyd Сида Барретта [19]. Гилмор сочинил эту фразу [четирехнотную] совершенно случайно, но был поощрен положительным отзывом Уотерса [20]. Уотерс решил разделить главную звуковую дорожку пополам, а все остальные песни поместить между двумя ее частями. Гилмор был против этого, однако ему пришлось смириться, поскольку двое других членов группы мнению поддержали [21]. Песни "Welcome to the Machine" и "Have a Cigar" содержали в себе завуалированную критику музыкальной индустрии, кроме того, их текст специально писался в той же манере, что и "Shine On" - таким образом Уотерс стремился намекнуть на причины взлета и падения Барретта [22] : "Поскольку я хотел подобраться как можно ближе к тому, что почувствовал ... этакой неописуемой, неотвратимой меланхолии по поводу исчезновения Сида" ( англ. Because I wanted to get as close as possible to what I felt ... that sort of indefinable, inevitable melancholy about the disappearance of Syd ) [19]. Запись длилась более семи месяцев с двумя перерывами: один в апреле 1975 года, другой в июне. Песням "Raving and Drooling" и "Gotta Be Crazy" на новом альбоме места не нашлось, поэтому они были отложены до будущих релизов [3]. 2.1. Безумный бриллиантСамый запоминающийся событие при записи 5 июня 1975, когда студию неожиданно посетил Сид Барретт (как раз на этот день запланировано празднование свадьбы Гилмора) [~ 3]. К тому времени музыканты уже заканчивали альбом и готовились уходить во второй в этом году тур по США. Группа работала над заключительным вариантом песни "Shine On" [~ 4], когда на пороге студии внезапно появился полный человек с бритой налысо головой (включая брови), держащий в руке полиэтиленовый пакет. Участники Pink Floyd не видели Барретта более пяти лет, и его внешность так сильно изменилась, что никто из присутствующих его не узнал. Уотерс не обратил на посетителя никакого внимания [4], Райт подумал, что этот человек - друг Уотерса, но через некоторое время все же понял, что это Баррет [23]. Гилмор при встрече предположил, что это один из технических работников компании EMI [20], Мейсон также не признал старого друга и был шокирован, когда Гилмор сказал ему. В своей книге "Вдоль и поперек: Личная история Pink Floyd" 2005 года Мейсон характеризует язык Барретта как "бессвязный и не вполне осмысленную" [24]. Сторм Торгерсон позже описал встречу Барретта так: "Два или три человека плакали. Он присел и некоторое время поговорил с другими, но было ясно, что мысли его на самом деле не здесь" ( англ. Two or three people cried. He sat round and talked for a bit but he wasn't really there ) [25]. Уотерс был крайне расстроен внешним видом своего бывшего товарища по группе, и находился на студии менеджер Эндрю Кинг поставил вопрос о лишнем весе. Барретт ответил, что у него на кухне стоит большой холодильник, и он ест слишком много свиных отбивных. Вместе с группой он прослушал "Shine On You Crazy Diamond", сидя неподвижно до конца песни. Дослушав, Барретт сказал (несмотря на то, что альбом был уже практически завершен), что если понадобится, то он всегда готов помочь. Позже он присоединился к гостям, празднуют свадьбу Гилмора, и, побыв некоторое время в кафетерии, не попрощавшись, ушел. Последний раз в студии Эбби Роуд Сида видел технический инженер, Фил Тейлор, которому тот представился как "человек, который ищет лифт". С тех пор никто из участников Pink Floyd Барретта не видел, вплоть до его похорон в 2006 году [26]. альбом к тому времени был уже практически закончен, поэтому внезапное появление Сида Барретта не оказало влияния на музыку и текст. Единственно лишь, в конец диска была добавлена мелодия из песни "See Emily Play", наигрывать Райтом в течение нескольких секунд [24].
2.2. ИнструментыТакже как и в The Dark Side of the Moon музыкантами при записи главным образом применялись различные синтезаторы (например, EMS VCS 3 в песне "Welcome to the Machine"), разбавленные акустической гитарой Гилмора и ударными установками Мейсона [6]. Начало "Shine On" содержит фрагменты прошлых нереализованных студийных записей группы, известных под названием "Household Objects" [~ 5]. В основе этого проекта лежало извлечение специфического звука посредством использования бокалов для вина, заполненных разным количеством жидкости. Сначала по кромке каждого из бокалов провели пальцем, создав из получившихся звуков гамму [3], а затем в определенной последовательности добавили их во вступлении к "Shine On". Джазовый скрипач Стефан Граппелли и скрипач классической музыки Иегуди Менухин работали в соседней студии здания и были приглашены принять участие в записи небольшого фрагмента нового альбома. Менухин в итоге лишь смотрел как играет Граппелли - музыканты признали его стиль неуместным в общей концепции этой пластинки [28]. Граппелли не был упомянут в титрах (участники группы побоялись, что подобное может его обидеть), однако за работу он получил ? 300 (? 1800 по курсу 2009 года) [29]. Снова в возведении пластинки принял участие Дик Перри ( англ. Dick Parry ), Выполнив саксофон партию в "Shine On You Crazy Diamond" [18]. Первые секунды песни "Wish You Were Here" записывались с помощью автомобильного радиоприемника Гилмора, имитировалась настройка на нужную волну (при этом в начале песни некоторое время слышно как играет финал Четвертой симфонии Чайковского) [30]. 2.3. ВокалТак что работа над альбомом дважды прерывался концертными турами по США [31], и финальные сессии производились после выступления на фестивале в Небворте, в Уотерса в самый последний момент возникли серьезные проблемы с голосом [21]. Вовсю он пытался записать вокал для песни "Have a Cigar", но голосовые связки были полностью истощены после возведения "Shine On", и при множественных попыток у него никак не получалось взять необходимый диапазон. Тогда исполнить песню попросили Гилмора, но тот наотрез отказался петь такой "выражает недовольство" текст [28]. В итоге на замену был приглашен друг и коллега Pink Floyd Рой Харпер, чей имидж хиппи и малые тиражи пластинок показались музыкантам наиболее подходящими для критики "всепоглощающей рок-машины". Харпер в это время как раз записывался в соседнем помещении студии Эбби Роуд и без вопросов согласился, тем более что до этого Гилмор уже помогал ему в записи нескольких гитарных партий для альбома HQ Уотерс впоследствии пожалел о решении задействовать постороннего певца, сказав, что песню ему следовало выполнить самому [32]. Из приглашенных музыкантов на студию также была вызвана группа бэк-вокалисток The Blackberries - Винетта Филдс ( англ. Venetta Fields ) И Карлина Уильямс ( англ. Carlena Williams ) Приняли участие в записи некоторых фрагментов "Shine On" [18]. Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |